0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как оформить холст на картоне

Холст или картон для масляной живописи? В чем разница?

На музейных табличках под картинами живописцев часто можно прочесть: «холст, масло», «дерево, масло», «картон», «оргалит». Разве так важно, на чем написана картина? Отвечу так: зрителю это совершенно не важно, а вот художнику и покупателю — да!
В чем же разница между этими художественными материалами?

Эта основа для живописи появилась раньше других. Дерево легко добыть и обработать в путешествии. Доска удобна для создания как больших, так и малых форматов картин. Почему же сейчас этот материал утратил свою популярность?
Дело в том, что гладкая, жесткая доска абсолютно не пружинит, поэтому работа по ней широкой кистью или мастихином практически бессмысленна. Широкий, импрессионистический мазок на доску не ложится. Обратите внимание, большинство шедевров на досках написаны во времена возрождения, когда использовалось гладкое письмо, тонкие прописки деталей.

Писать малыми кистями на доске — одно удовольствие, поэтому так часто древесина использовалась для создания миниатюр. Например, большая часть картин Ивана Похитонова написана на досках. Фактурный холст не позволил бы мастеру запечатлеть тончайшие детали.

О чем нужно знать, приобретая картину на дереве? Материал зависим от влажности: может разбухать, это ведет к растрескиванию масляного слоя, или пересыхать — трескаться сам.
Сама по себе древесина портится со временем, поэтому музейные реставраторы нередко переносят масляные изображения с дерева на холст: спиливают заднюю часть картины до грунта, а оставшийся тонкий грунтовый и масляный слои переводят по специальной технологии на полотно.

Первые картины на холсте появились в XV веке и вот уже около шестисот лет холст остается основным живописным материалом. Холст легок по весу, удобен в транспортировке (скручивается в трубку после снятия с подрамника), свободно подрезается и надставляется.
Обратите внимание на картину Ивана Крамского «Некрасов в период последних песен». Холст сшит из нескольких кусков, и это заметно. Замысел художника изменился в процессе работы, и мастер поменял положение фигуры на картине, сместив положение части полотна.

Главное преимущество холста, с которым не может тягаться ни один другой материал — свойство пружинить под кистью. Таким образом, краска свободно, без «вымученности» ложится на его поверхность. Обратная пружинящая отдача мазка придает объемность рисунку. Добиться такой «3D» легкости на жестких материалах практически невозможно.

Владелец картины на холсте не знает никаких забот. Случайное попадание воды, перепады температуры, влажности, солнечные лучи — практически не влияют на правильно обработанный и загрунтованный холст.

3. Холст на картоне.
С появлением пейзажного жанра и этюдной живописи художников озаботила проблема транспортировки и хранения живописных работ в дороге. Таскать с собой тяжеленные доски и объемные холсты на подрамниках в леса и горы было проблематично. Проблема решилась просто: холст, наклеенный на картон. Легкий, компактный материал с фактурой холста, обеспечивающей максимальную сцепку основы с краской. Жестковатый, но удобный в подрезке под размер этюдника, и дешевый.

Покупатель этюда на такой основе должен знать, что главный враг картона — влага, а клей, на который посажен холст — может с годами проступать на картине.

Дешевый, легкий, но жесткий и моментально размокающий от влаги. Картон нуждается в особенно тщательной грунтовке, без которой масляная краска «вжухнет» в поверхность, картина потускнеет и потеряет привлекательность.

Наверняка вы не ожидали увидеть здесь этот материал. А между тем Илья Репин написал на нем несколько шедевров. Linum (лён), oil (масло) — на рубеже XIX-XX веков линолеум изготавливали не из современной химии, а из промасленных пластов льняной основы. То есть линолеум был близок к холсту. Но писать на нем сейчас, и, тем более, покупать такие картины, не стоит. Сцепление краски с «недышащей», не пористой поверхностью всегда ненадежно. Красочный слой страдает на таких основах.

6. Оргалит или древесноволокнистая плита (ДВП).

Этот материал появился в арсенале художников в XX веке. Он хорош своей дешевизной и фактурой, близкой к фактуре холста, обратная сторона оргалита — гладкая (ДВП гладкая с обеих сторон) и ей можно пользоваться, как и мелкозернистым холстом для гладкой живописи.
Как картон и дерево, оргалит боится воды и является учебным и этюдным материалом. Это значит, что ни один художник не станет писать «Боярыню Морозову» или «Утро в сосновом лесу» на оргалите.

Проклеенной в несколько слоев бумагой пользовались художники на этюдах и в прошлые века, но сейчас бумага для масляной живописи — более совершенный материал, чем раньше. Фабричная бескислотная бумага не превращается в пыль, не меняет цвет и не впитывает масло (например, бумага для печати газет — высококислотная и быстро желтеет). Это дешевый, не нуждающийся в грунтовке и удобный в хранении материал, который занимает минимум места. Основной недостаток бумаги — ее жесткость, затрудняющая импрессионистическую манеру письма.

Читать еще:  Как оформить длинные брови

Из бумаги легко вырезать овал или круг, и не нужно перетягивать холст на сложногеометрический подрамник.

На чем писать и какую картину покупать — решать вам. Оргалит, картон, бумага — учебные и этюдные варианты материала для живописи. Дерево — основа для гладкописи и миниатюр, холст — веками проверенный материал для живописных шедевров.
При этом вы почти наверняка не сможете определить, на чем написана картина, если в галерее под ней не будет информационной таблички.

Холст на картоне

Грунтованные холсты фабричного изготовления

В подавляющем большинстве случаев живопись, выполненная па холстах, загрунтованных самим художником, отлично сохраняется, не подвергаясь каким-либо разрушениям.

Живопись на грунтованных холстах фабричного изготовления, как правило, быстро, разрушается. Объясняется это несоответствием типа грунта методу и технике художника, недостаточно высоким качеством материалов и самого грунта. Но наиболее важная причина состоит в том, что холсты фабричного изготовления грунтуются на больших рамах, затем после двух-трех проклеек и покрытий грунтовочным составом и просыхания холст снимают с рам и свертывают в рулон. Впоследствии его вновь разворачивают и сворачивают в рулон не менее трех-четырех раз: осмотр мастером ОТК (отдел технического контроля), упаковка, продажа в магазине, наконец, натягивание па подрамник. Многократное разворачивание и сворачивание холста неизбежно приводит к возникновению в нем и клеевых пленках проклеек многочисленных микротрещин, нередко сплошь покрывающих поверхность и довольно глубоко проникающих в толщу грунтового и клеевого покрытий. Появлению микротрещин способствуют и неблагоприятные условия перевозки и хранения холста на складах и в торговых помещениях. В результате художник приобретает холст, непригодный для живописи.

Наличие микротрещин в грунте и клеевых пленках приводит к тому, что грунтовое покрытие утрачивает свое основное назначение: перестает быть надежной основой для живописи и теряет одно из важнейших свойств — защищать холст от проникновения в его нити масла из красок. Масло, попадая через микротрещины в ткань, пропитывает ее нити, и холст через некоторое время становится жестким, хрупким и ломким. В то же время наносимые на него краски, обезмасливаясь, теряют свои живописно-оптические качества: они жухнут, становятся матовыми, утрачивают первоначальную силу и звучность тонов, а следовательно, меняется и их первоначальное цветовое звучание.

Поэтому большинство мастеров советской пейзажной живописи всегда сами грунтовали и грунтуют холсты, воздерживаясь писать на холстах фабричного приготовления.

Когда художник сам подготавливает холст, он сначала натягивает его на подрамник, закрепляет гвоздями, а затем уже приступает к проклейке и грунтовке. Естественно, что в этом случае не приходится снимать холст с подрамника и свертывать его в рулон.

Довольно распространенной основой для этюдов маслом является грунтованный холст, наклеенный на картон. Его может изготовить сам художник. Для этого берется лист плотного картона толщиной от 1 до 4 мм и разрезается на части соответствующего размера (если нет картона требуемой толщины, можно склеить тонкий картон столярным клеем и выдержать под прессом 6—10 дней). Затем берут холст с любой фактурой и плотностью ткани и раскраивают на куски определенной величины, припуская с каждой стороны по 0,5 см на кромки, которые потом загибают по краям картона и приклеивают к его оборотной стороне.

Картон смазывают теплым жидким раствором столярного клея средней крепости, накладывают сверху также смазанный клеем холст, разглаживают его, загибают кромки, приклеивают их и кладут картон под пресс на 10—12 суток. Вынув из-под пресса и проверив, прочно ли соединился холст с картоном и хорошо ли держатся кромки, заклеивают оборотную сторону картона оберточной бумагой.

Заготовив нужное количество наклеенного на картон холста, приступают к грунтовке. В зависимости от метода работы художника и его манеры письма используются клеемеловые, эмульсионные, масляные и синтетические грунтовки.

Прежде чем грунтовать холст, наклеенный на картон, его нужно проклеить тем или иным клеевым раствором, употребляемым для приготовления массы самого грунта. Проклеивают холст только один раз жидким, слегка теплым раствором, нанося его флейцем или широкой щетинной кистью тонким, ровным слоем. Дают просохнуть клею сутки, а затем накладывают флейцем массу грунта консистенции жидкой сметаны, высушивают его сутки и покрывают вторым слоем. После полной просушки загрунтованного холста на картоне в течение 2—3 суток его помещают под пресс и выдерживают 10—12 суток.

Массу грунта и клеевые растворы употребляют то же, что и при грунтовке холста.

Когда для обработки холста, наклеенного на картон, пользуются синтетическим грунтом, холст проклеивают два раза эмульсией ПВА, разжиженной водой в соотношении 1:10 или 1:15. После просыхания первой проклейки поверхность зачищают пемзой. Грунтуют теми же составами, что и холсты.

Часто художник, загрунтовав холст, по тем или иным причинам не использует его под живопись. Тогда холст можно разрезать на части и после наклеивания на картон применить для этюдов. Наклейку холста делают столярным клеем или эмульсией ПВА, разжиженной водой.

Холст на картоне хорош для этюдов, на нем легко и удобно писать на пленэре. При этом живопись отлично сохраняется.

Одной из разновидностей холста на картоне является стеклоткань, приклеенная к картону с помощью эмульсии ПВА и выдержанная под прессом несколько суток. Обладая чисто белым цветом, удобной и разнообразной для живописи фактурой, стеклоткань не нуждается ни в проклейке, ни в грунтовке и в то же время масляные краски хорошо сцепляются с ее поверхностью. Этюды, выполненные на этой основе, не коробятся, и благодаря невосприимчивости стеклоткани к атмосферным и температурным воздействиям краски не растрескиваются.

Читать еще:  Как оформить шкафчик под окном на кухне

Оформлять — не оформлять

Я не очень давно (уже несколько месяцев) на ЯМ. Предмет моего интереса – живопись.

Свои картины я пишу маслом на холсте, натянутом на подрамник, но чаще на холсте, натянутом на картон. Конечно холст на подрамнике – классика. Но! Начиная свою деятельность на ЯМ, я прочитала огромное кол-во тем об отправке и транспортировке картин. Пересылка холста на подрамнике — дело более затратное.

К тому же в дороге холст на подрамнике могут повредить, продавить, и т.д.

И я стала больше писать на прекрасном холсте, на картоне, т.к. здесь с отправкой проще и дешевле.

Мне тут один потенциальный покупатель задал вопрос — что это за картон?

Т.е. холст снят с подрамника и наклеен на картон? Нет ли на работе следов клея?

Картон, на котором я пишу, изготовлен фабричным способом, и, на мой взгляд, сочетает в себе характеристики холста и удобство перевозки и хранения.

И вот вопрос: оформлять – не оформлять свои картины?

Я считаю, что вопрос с оформлением решать надо из 3-х слагаемых: картина, интерьер, рама.

И второе — немало важно, что при отправке оформленных в рамы картин почтой – дополнительная головная боль (зная, как обращаются с грузами)

По-моему, картина, как и человек, может менять одежду-костюм, в зависимости от ситуации.

И я почти всегда оставляю возможность покупателю самому оформить.

А если меня просят помочь с оформлением – всегда делаю это с удовольствием!

Буду рада узнать Ваши мнения !

Я оформляю свои работы -простая рама, которая подходит к картине, а там покупатель уже сам решит хочет поменять или нет, мне кажется с рамой более презентабельно. Но у меня батик-панно, которые без оформления не очень хорошо смотрятся, так, кусочек ткани пусть и с рисунком:)

Да, Анна, я с Вами согласна)

Оформление делает работу более законченной и завершенной)))

я не покупаю картины, мой брат покупает картины,написанные маслом, или строго по холсту или строго по специальному картону

холст, наклеенный на картон, считает вещью, которую испортил сам художник

у нас была ситуация — квартиру нашего родственника, у которого была интересная коллекция картин, основательно затопили соседи — меняли трубы отопления в отопительный сезон, картины пострадали, были отданы на реставрацию, и восстановлены были все, кроме тех несчастных, которые были наклеены на картон

Затопление, это уж слишком форс-мажорное обстоятельство ))

Вот у нашей семьи много художников знакомых. Сейчас, ради интереса, посмотрела одну картину холст на картоне. Написана и подарена нам в 1989 году ))) на оборотной стороне штамп : Холст на картоне грунтованный. Эмульсионный грунт. Какой-то (не разобрать слово) комбинат художественного фонда СССР. гор.Подольск. Гост 1977 года.

Я могла бы даже фотку в студию выложить, но не знаю, как в это сообщение вставить.

Висит себе уже 22 года и ничего с ней пока не произошло ) К счастью, и наводнений не было )

Я все-таки изловчилась и докапалась, как вставить сюда фото (голословной быть не хочется). Выкладываю фото картины с датой написания и обратную сторону работы со штампом.

И не забываем, что это 22 года назад. А грунтованный картон продавался и еще раньше. Но за эти годы производство значительно шагнуло вперед (извините за фразу столь избитую).

И еще фото для Логвиновой Аннет — угол картины с холстом на подрамнике без багета. Вот уж никогда не сказала бы, что «. Выглядит более солидно и не требует оформления в багет. Это особенно касается интерьерных картин. » Этой картине 22-25 лет. Может, конечно, мы говорим о разных вещах.

Очень наглядно))) И предметно))

Наталья, спасибо за Ваше мнение!

Мне удивительно слышать, что холст, наклеенный на картон, считает вещью, которую испортил сам художник

Но эти холсты продаются в художественных салонах и изготавливаются на художественных фариках, не только у нас. Я недавно была в Чехии, и видела холст на картоне фирмы «KOH-I-NOR»

У меня за плечами 4 года художественной школы, 5 лет художественного училища и 6 лет Высшего художественного учебного заведения.

Поверьте, я ни разу среди педагогов-художником и студентов такое мнение не слышала.

И кстати, если холст не правильно загрунтован, то он может очень быстро деформироваться и красочный слой м. б. поврежден, т. е. холст на подрамнике — это не гарантия качества еще.

Для своих рисунков и картин практически всегда предлагаю оба варианта, т.е. и без оформления, и с достаточно ненавязчивым оформлением (простая по форме рама из дерева + паспарту для рисунка), подходящим ко многим современным интерьерам. Заказчик может выбрать, что ему больше подходит: хочет ли он сам оформить работу, или купить в уже оформленном виде, плюс достаточно часто заказывают еще и подходящее к интерьеру персональное оформление, чтобы работу в полностью готовом виде получить.

Читать еще:  Как оформить проем между комнатами

Работать с холстом на картоне тоже очень люблю, из-за простоты и оформления, и пересылки. Пока проблем не было, ТТТ. Как-то поинтересовалась у профессионального художника, почему холсты на подрамнике вроде как больше ценятся, чем холсты на картоне (т.е. картины на подобных холстах), ответил, что картон может со временем деформироваться от влаги, если картина будет висеть в достаточно влажном помещении или еще как-то нарушатся условия хранения, и, соответственно, может повредиться само живописное полотно. Пока с таким не сталкивалась лично.

Пересылать картины на подрамнике, да еще и с рамой — это что-то! Недавно как раз довольно большую картину так отправляла (50*70 см + рама еще), так на почте подходящей тары (мешка) просто не было, пришлось самой строчить. Завернула все в несколько слоев — упаковочная бумага, пупырчатая пленка, картон плотный с обеих сторон, ну и сверху мешок. К счастью, доехало все в целости.

Еще вспомнила: как-то читала о каком-то художнике, что он всегда пишет картины 3-4х стандартных размеров, и для каждого из этих размеров имеет несколько готовых рам, чтобы заказчик мог посмотреть, как в различном оформлении смотрится данная картина и при желании купить уже оформленную работу, подходящую по стилю к его интерьеру.

Татьяна, спасибо за ответ)

Даже не думала, что акцент разговора сменится на тему «возможная деформация холста на картоне»)))) Но думаю, это хорошо, что тема станет яснее для тех, кому интересно.

И мнения разные — это и лично мне любопытно. Теперь я понимаю, что вопрос заданный мне покупателем, для многих открыт.

Спасибо, Татьяна, что поделились своим опытом)))

Зашла к Вам- работы прекрасные. ))))

Спасибо за ответ)

Небольшие картины всегда оформляю в багет (только если сам заказчик не отказывается). А картины большего формата (живопись на шелке) оставляю на подрамнике, т.к. обычно они хорошо смотрятся и без рамы.

А что касается холста, предпочитаю тоже на подрамнике. Выглядит более солидно и не требует оформления в багет. Это особенно касается интерьерных картин.

В принципе, против холста на картоне ничего не имею, но мне не нравится, что он иногда прогибается (деформируется).

Аннет, Спасибо большое за ответ!

Когда б я еще столько узнала мнений.

Может я проясню ситуацию про картон еще раз, сказав, что я использую только холст на картоне «Гамма». Он точно не деформируется)))

Однажды в «Леонардо», я видела каккой-то холст на картоне неизвестной фирмы. Там он уже в магазине был не только деформированный, но и сам по себе не ровный. Без взгляда специалиста было видно, что такой картон не годится даже на учебный этюд.

Да, видимо от производителя многое зависит. Я такой холст покупала только пару раз)

А что касается пересылки, на картоне, конечно, пересылать намного легче.Особенно за рубеж. А для картин с багетом нужна очень надежная упаковка.

Татьяна, а мое сугубо личное мнение, что, как вы фотографируете свои работы достойно внимания, и если клиент захочет, то вы индивидуально подберете багет за отдельную плату. Просто Вы сами верно написали, что не каждый багет может подойти к интерьеру.

А так, написать, что по желанию, могу подобрать и посоветовать или сделать оформление!)

Работы у вас очень замечательные, я их и раньше встречала на ярмарке, творческих вам успехов!

Наталья, спасибо большое)))

Про фотографирование работ — это Вы хорошо затронули такой важный вопрос. Я его попробую развить в следующей теме.

Спасибо, Наталья, за теплые слова.

И Вам творческих успехов.

Очень даже по теме. Теперь тема сменилась в ходе разговора

Я асолютно согласна с тем, что Вы написали..

И главное я затронула тему «холст на картоне» в контексте удобства отправки относительно «холста на подрамнике». На живописных свойствах это никак не отражается.

Про холст на подрамнике тот же художник добавил, что т.к. нет жесткой сцепки холста с подложкой (картоном), то деформации живописного полотна при разной влажности меньше, ведь основные искривления идут именно по картону, как наиболее рыхлому и влаговпитывающему материалу.

Но, опять же по своему, хотя и довольно скромному опыту — никаких деформаций картин на холстах, наклеенных на картон, не заметила (им несколько лет), как и просто картин на грунтованном картоне (картон и холст на картоне фирм «Pebeo», «Гамма», «Мастер-класс», «Сонет»).

Думаю про холст на картоне узнали теперь и те , кто ранее о нем и не размышлял.

Спасибо за Ваш подроный ответ)))

;-)) В кои веки можно на рисовальные темы тут поговорить и почитать мнение других!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector