0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Как правильно расположить сабвуфер в комнате

Куда поставить сабвуфер в комнате

Отдельная акустическая система, предназначенная только для воспроизведения самых низких частот, входит в любые комплексы звуковой аппаратуры. Это могут быть системы 2.1, 5.1 и 7.1, в которые кроме широкополосных колонок входит сабвуфер.Расположение сабвуфера в комнате зависит от целого ряда факторов. Это количество колонок сателлитов, выходная мощность системы, конфигурация помещения иналичие мебели и мягких покрытий. Каждая полоса звуковых частот распространяется по своим законам, поэтому от правильного расположения акустических колонок зависит вся звуковая картина при прослушивании музыкальных произведений.

Правильное расположение сабвуфера в комнате

Во всём спектре звуковых волн, воспринимаемым органами слуха человека, низким или басовым частотам отводится особая роль. Средние и высокие частоты имеют чётко выраженное направление, поэтому легко можно определить место источника звуковых колебаний. Низкие частоты, находящиеся в диапазоне 20-200 Гц распространяются от источника звука равномерно во все стороны. Поэтому от расположения сабвуфера в комнате зависит не очень много.Басовые звуковые волны обладают очень мощной энергетикой. Это позволяет им не только огибать препятствия, но и частично «проникать» через кирпичные стены и бетонные перекрытия. Считается, что ставить сабвуфер в комнате можно в любое место, но это не совсем так. Низкие частоты почти не заглушаются мебелью и посторонними предметами, но звуковые волны будут искажены. Кроме того от многократного отражения низких частот от предметов возникнет эффект реверберации, который полностью испортит звуковую картину.

Правильно поставить или расположить сабвуфер в комнате нужно справа или слева от музыкального центра, немного в стороне от фронтальных колонок. Если широкополосные сателлиты можно устанавливать на подставки или вешать на стену, чтобы динамики располагались на уровне головы слушателя, то для басовых акустических систем этого не требуется. Сабвуфер в комнате лучше поставить на пол. Чтобы мощные низкие частоты не вызывали скольжение колонки по гладкому полу, под неё можно подложить плотную ткань или установить на акустику резиновые ножки. Как правильно установить сабвуфер в комнате при сложной конфигурации помещения. Целью правильной расстановки акустических систем является получение полного погружения в звуковую картину. Для домашнего кинотеатра или компьютерных игр, правильное расположение сабвуфера и других колонок позволит полностью почувствовать замысел автора на основании смикшированной на студии звуковой дорожки.

Куда ставить сабвуфер

При размещении сабвуфера в комнате существуют определённые нюансы, которые нужно знать:

  • Самое худшее место для установки сабвуфера – центр комнаты
  • Самая «плохая» форма комнаты – квадрат

Если расположить сабвуфер в центре помещения, то амплитудно-частотная характеристика низкочастотной акустической системы будет самой худшей. Она отличается нелинейностью, большим числом «горбов» и «впадин», что негативно сказывается на качестве звука. При перемещении басовой колонки из центра комнаты к стене, уровень басов и его разборчивость будет возрастать.Максимальная отдача низкочастотной акустической системы будет, когда она установлена в углу комнаты. При этом место для прослушивания звука не должно находиться у стены. Диван или кресло должно быть отодвинуто минимум на 60-70 см.

Установить сабвуфер у стены можно произвольно, но лучше, если между ним и слушателем нет каких-либо предметов, а динамик развёрнут в сторону слушателя. Чтобы определить, куда лучше поставить сабвуфер в комнате можно действовать от противного. Не передвигать тяжёлую акустическую систему с места на место, а поставить её на кресло или диван, то есть в точку прослушивания, а самому, перемещаясь по комнате, найти самое удачное, по звучанию низких частот, место. Затем на это место поставить сабвуфер.

Как можно расположить сабвуфер в комнате

Мощная поддержка широкополосных акустических модулей со стороны низкочастотного канала придаёт звуку глубину, сочность и эффект присутствия, поэтому многие системы звуковоспроизведения оснащены двумя басовыми колонками. Куда лучше поставить сабвуферы в комнате, если их два. По классической схеме оба НЧ блока располагаются по бокам фронтальных колонок. Для установки двух сабвуферов в комнате можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • В углах у передней стены помещения
  • У передней стены на расстоянии 1/3 ширины комнаты
  • В середине фронтальной и тыловой стены

Последний вариант размещения сделать не всегда удаётся, так как в центре фронтальной стены обычно находится стойка со звуковой аппаратурой. Тем не менее, специалисты по акустике предлагают именно эту схему расположения, так как она обеспечивает линейную АЧХ и самое однородное звучание. Установка сабвуферов в комнате должна осуществляться симметрично. Поскольку звук низкой частоты распространяется не направленно, а равномерно во все стороны, некоторые схемы размещения сабвуферов в комнате предполагают их установку симметрично, но не у фронтальной стены, а сзади слушателя. Интересным считается расположение сабвуферов в комнате в углах фронтальной и тыловой стены, но по диагонали. Угловое размещение заметно повысит мощность низкочастотного канала, а некоторые искажения АЧХ будут не слишком заметны.

Самой сложной системой высококачественного воспроизведения звука является комплект, включающий 13 акустических систем. Кроме колонок «Main» и«Center», которые обеспечивают фронтальное звучание в систему входят левый и правый низкочастотные каналы, четыре колонки«Presence», отвечающие за эффект присутствия и две колонки«Surround» или звуковой окружение. В этом комплекте аппаратуры семь колонок размещаются на передней стороне комнаты. Система обеспечивает очень высокое качество воспроизведения звука, но не подходит для помещений с маленькой площадью.

Как правильно расположить акустику в комнате

Правильное расположение акустики в комнате

Расположение колонок 5.1, 7.1 и других систем объемного звучания

Правильное размещение динамиков домашнего кинотеатра оказывает большое влияние на то, как ваша система будет звучать. Правильная расстановка колонок может приблизить среднюю по звучанию систему к уровню элитного домашнего кинотеатра.

В этой статье мы покажем вам, где разместить ваши акустические системы , чтобы получить максимальную эффективность. Также, мы рассмотрим некоторые общие проблемы, которые часто возникают на пути создания эффекта окружающего звука. Есть ли у вас есть новый комплект акустическая систем для домашнего кинотеатра, вы или просто хотите получить больше полезных советов по ее установке, то мы можем помочь в решении этого вопроса.

Передние левый и правый каналы

Вы хотите, чтобы ваши передние левая и правая колонки сосредоточили свое звуковое поле в точке прослушивания? Угол динамика нужно слегка направить в сторону нахождения зрителей перед телевизором. Высокочастотные динамики должны быть на уровне ушей, когда вы находитесь в сидячем положении.

Получите настоящее удовольствие от прослушивания!
Для этого можно сделать несколько экспериментов по изменению расстояния колонок от стены. Чем ближе они к стене, тем более, усиливается бас. Это может быть хорошо, но только до определенной степени. Также, общее качество звука можно улучшить, в том случае если отдалить динамики от стены. Попробуйте несколько различных позиций, чтобы увидеть, какая из них обеспечивает лучшие результаты.

Размещение фронтальных колонок
Поворачивая фронтальные колонки, вы сможете добиться сосредоточения звука на вашем месте для сидения.

Динамик центрального канала

Поместите центральный канал выше или ниже вашего телевизора по прямой линии. Если возможно, наклоните его, чтобы направить звук на уровень ушей.

Динамики объемного звука

Ваши динамики объемного звучания могут быть размещены на подставки для колонок или вы можете повесить их на стену.

5.1-канальный объемный звук

В системе колонок 5.1 наилучшим вариантом расположения динамиков объемного звучания является их нахождение слева и справа от места, где находится слушатель. Направляйте их непосредственно к себе для обеспечения лучшего звука. Если выбранное местоположение не подходит, то можно разместить динамики объемного звучания в 1-1.5 метра позади места прослушивания лицевой стороной вперед.

Чтобы получить лучшие звуковые эффекты источник объемного звука должен быть на 30-60 см выше уровня ушей сидящего человека. Это позволит добиться максимальной степени погружения в звуковые спецэффекты.

7.1 объемный звук

В системе 7.1 динамики объемного звучания расположены рядом и позади места сидения зрителей. Так же, как в установке системы 5.1, боковые колонки расположены слева и справа от места для сидения и направлены прямо на вас. Задние динамики расположены позади вас, лицом вперед. Поместите обе пары динамиков от 30 до 60 ми над уровнем уха для лучшей производительности.

Система 7.1 использует боковые и задние динамики объемного звука. Для обеспечения оптимального звукового эффекта их необходимо направлять в сторону слушателя.

Сабвуфер

Поскольку низкие частоты являются всенаправленными, вы можете выбрать любое подходящее вам место расположения сабвуфера . Помните, что размещение сабвуфера рядом со стеной обычно приводит к генерации более низких частот. Размещение вблизи угла, позволяет получить еще больший эффект.

Большинство людей располагают сабвуфер в передней части комнаты. При таком размещении легче подключить его к АВ-ресиверу домашнего кинотеатра. Если сабвуфер расположен так, что делать проводное подключение очень сложно и непрактично, используйте комплект для беспроводного подключения сабвуфера .

Размещение сабвуфера возле стены усиливает басовое звучание. Размещение в углу позволит еще больше усилить этот эффект.

Добавление второго сабвуфера для лучшего баса

Использование двух сабвуферов улучшает распределение низких частот, заполняя пробелы, в тех местах, где воспроизведение низких частот может быть слабым. Второй сабвуфер также обеспечивает более впечатляющую динамику и сильнее наполняет комнату низкими частотами.

Место нахождения второго сабвуфера в вашей комнате можно определить с использованием специального макета. В некоторых помещениях можно получить лучшие результаты, установив сабвуфер в каждом из передних углов комнаты. В других случаях более равномерное распределение низких частот достигается за счет того, что один сабвуфер устанавливают в передней части комнаты, а другой сзади. Попробуйте несколько различных вариантов, чтобы увидеть, при каком из них вы получите лучший бас в вашей комнате.

После того как вы разместили ваш сабвуфер (ы) в подходящем месте, следует проверить домашний кинотеатр на предмет настроек сабвуфера. Прочтите наши советы которые помогут вам правильно подключить и настроить свой сабвуфер.

Добавьте второй сабвуфер для более равномерного распределения басового тембра в вашей комнате.

Советы по установке АС в комнатах нестандартной формы

Не каждая комната может быть легко приспособлена под систему объемного звучания. Идеальным местом для акустических систем могут стать свободные пространства у дверей, окон или мебели. Для того чтобы получить лучший звук в этих, сложных по своей форме, помещениях используйте наши макеты.

L-образная комната

У вас L-образная комната? Организуйте систему с использованием стандартных принципов размещения кинотеатра 5.1.Отодвинув диван от стены, вы улучшите качество звука.

Читать еще:  Как подсоединить реле давления к насосу

Телевизор в углу

Телевизор в углу? Такая компоновка позволяет наилучшим образом использовать свое пространство. Диван вдоль обеих стен? Тогда звуковой проектор или система 3.1 является лучшим вариантом, так как в данном случае нет подходящих вариантов размещения для колонок объемного звучания.

Комната студия

У вас комната студия? Рассмотрите встраиваемые потолочные колонки в качестве тыловых каналов. Поместите их немного позади дивана для захватывающих спецэффектов.

Если у вас есть комната, которая, естественно, не поддается для размещения динамиков объемного звука, то в этом случае можно рассмотреть возможность использования звукового проектора или системы 3.1.
Система 3.1 использует правые и левые динамики и центральный канал, а также активный сабвуфер для создания динамической передней звуковой сцены. Эти системы зачастую могут быть более предпочтительными вариантами, чем размещение в таких помещениях динамиков объемного звучания, где они выглядят достаточно странно и не дают нужного звукового эффекта.

Dolby Atmos® и DTS:X

Вы можете настроить Dolby Atmos или DTS: X систему с потолочными колонками или специальными Dolby Atmos колонками с направленными вверх динамиками. Начинать создание системы Atmos следует с обычной настройки звука акустической системы объемного звучания 5.1 или 7.1. Затем добавьте два или четыре динамика для проецирования звука, который обрушивается сверху на слушателя.

DTS: X работает с любой традиционной системой объемного звучания. Простая настройка ваших акустических систем позволит наилучшим образом организовать ваше пространство. Затем используйте автокалибровку вашего AV- ресивера для лучшей настройки звучания. Она определит, куда лучше всего направлять диалоги и звуковые эффекты.

Учитывая специфику акустических систем Dolby Atmos необходимо тщательно проверить их настройки, пользуясь пошаговым руководством компании Dolby.

Подробнее о конфигурации акустических систем для Dolby Atmos и о том как выбрать лучшую систему домашнего кинотеатра читайте в нашей статье » Как создать систему домашнего кинотеатра «

Не беспокойтесь о настройках наилучшего звучания – все будет сделано в автоматическом режиме

Хорошая новость заключается в том, что вам не нужно, искать «идеальное место» для каждого громкоговорителя. Почти все АВ-ресиверы для домашнего кинотеатра предлагают автоматическую калибровку звучания, которая обеспечит оптимальную настройку вашей системы.

Прикрепите микрофон для калибровки звука к прилагаемой подставке для микрофона или собственному штативу и установите его на основной позиции прослушивания. При установке микрофона для калибровки звука направьте наконечник микрофона к потолку и отрегулируйте высоту в соответствии с высотой ушей слушателя в сидячем положении.

Подключаемый микрофон помещается на ваше кресло или диван. Для лучшей настройки AV-ресивер запускает тестовые сигналы, которые последовательно воспроизводятся через каждый динамик на разных уровнях громкости. Ресивер может компенсировать недостатки местоположения зрительского места путем автоматической регулировки и подстройки уровня выходного сигнала и эквалайзера для каждой колонки. Читайте нашу статью о том что такое AV-ресивер и зачем он нужен.

Позвольте нам помочь в выборе оборудования для домашнего кинотеатра

Если вы по-прежнему озадачены поиском качественного оборудования, используйте наш путеводитель по выбору динамиков для домашнего кинотеатра. Наш эксперт может помочь вам разработать систему объемного звука, которая оптимально подойдет для вашего дома.

Звоните или общайтесь с нами онлайн для получения полезных персонализированных советов. В каждую покупку входит бесплатная техническая поддержка на протяжении всего срока службы устройства.

Куда поставить сабвуфер в комнате

Инсталлируем систему правильно

Формат современных квартир редко когда позволяет добиться идеальных параметров при инсталляции системы. Между тем, правила размещения АС в комнате прослушивания исключительно важны. И даже очень дорогие акустические системы могут не дать того самого сверхъестественного звука, который был в салоне, при их неверной установке дома. Описанные десять шагов при расстановке колонок помогут как начинающим аудиофилам, так и продвинутым – ряд тонкостей вполне можно забыть, пытаясь не испортить интерьер.

1. Ориентируем систему по длинной стороне зала

Установка по длинной стене комнаты прослушивания – настоящее благо для качества и точности басовой линии. Как правило, при такой ориентировке волны просто не успевают развернуться и «завести» помещение НЧ-модами. Если есть такая возможность – начините установку с такого формата.

2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние

Чем ближе громкоговоритель размещен к стене, тем больше будет баса – но, и тем менее качественным он будет. Всего несколько моделей спикеров (например, легендарные Klipsch Klipschorn) требуют инсталляции в углах зала, остальные модели будут играть идеально лишь при выдвижении их вперед на 1/3 длины зала! При этом, если АС имеют выведенные назад большие порты фазоинвертора, их смело можно ставить и на расстоянии от стен в 1/2 от длины зала – именно такие комплексы вы часто можете лицезреть на High End выставках. «Кашу маслом» в случае жилого помещения испортить сложно.

3. Ориентируем твитер по уровню ушей в точке прослушивания

Исключительно важна и высота сидячего места – если диван сильно «провален» (или поднят) относительно высоты размещения динамиков АС, пострадают высокие частоты. Нужно подобрать оптимальную высоту – если же такое невозможно, переходим к п. 9.

4. Соблюдаем «золотое сечение» – равносторонний треугольник

Наконец, мы приблизились к выбору позиции. Идеальная конструкция зоны прослушивания – равносторонний треугольник, ориентированный углом вниз. Расстояние от ушей слушателе до АС и расстояние между колонками должны быть равны или приблизительно равны. Данный пункт является решающим в построении стереообразности, сцены, соблюдения когерентности звучания.

5. Разворачиваем колонки так, чтобы слушатель не видел боковых граней спикеров

Иногда можно увидеть АС установленные параллельно боковым станам зала. Это – ошибка, по всем канонам акустические системы должны разворачиваться «лицом на слушателя». Правило при такой установке очень простое – сидя в точке прослушивания пользователь не должен видеть ни левой, ни правой грани колонок (это даст более четкую прорисовку сцены и создаст эффект настоящей голографии звуковых образов).

6. Прибегаем к несимметричной установке в случае проблем с басом

Если конфигурация вашей мебели, наличие окон и дверей в зале дают басовые моды – даже при соблюдении всех описанных выше условий можно попробовать несимметричную установку, разворачивая линию размещения акустических систем к углам зала. Или даже выдвигая и поворачивая одну колонку. Конечно же, при соблюдении пп. 2, 3, 5.

7. Снимаем грили

Любые грили чуть-чуть замыливают звук. Прежде всего, падение детализации заметно на высоких частотах. Если в комнату прослушивания не ходят маленькие дети или домашние животные – грили с колонок лучше снять.

8. Развязываем колонки от пола

Как правило в комплекте с напольными АС идут шипы (для полочных громкоговорителей придется купить специальные стойки). Лучше всего менять систему развязки от пола, приобретая более массивные опоры и шипы, так звучание станет более точным по части баса. Улучшится и общая достоверность саунда.

9. При возможности используем дополнительные антивибрационные платформы

Дополнительные антивибрационные системы не только помогут увеличить высоту акустики и идеально сориентировать высоту твитера. Это станет еще и дополнительным усилением п. 8, благоприятно сказавшись на качестве звучания! Если бюджета нет на фирменные плиты, развязку можно организовать, заказав обычные 5 см. алюминиевые или стальные плиты в размер оснований АС. А вот решения из мрамора зачастую могут навредить.

10. Для кабелей тоже стоит подумать о подставках!

Финальный штрих – кабели. Толстые провода, висящие из акустических терминалов АС, могут не только вибрировать сами – они еще и нарушают стабильность самих колонок. Особенно если речь идет о полочных моделях. Позаботьтесь о подставках для кабелей – если нужно сэкономить, отлично подойдут пластиковые хозяйственные решения для настенного хранения пакетов. В них много отверстий и кабели, проложенные через такие системы, не будут висеть в воздухе.

Денис Репин
17 октября 2019 года

Как правильно расположить акустическую систему 5.1 в комнате

Начнем с азов. Избегайте квадратных комнат, ищите помещение, близкое к идеалу. Идеальной же считается прямоугольная комната, короткая стена которой не должна быть менее 4 метров, и с потолками высотой 3,5 м. Очень хорошо для акустики не параллельные стены, наличие эркера тоже приветствуется. Не ставьте акустическую систему по диагонали прямоугольной комнаты. Эффект «Рупора» исказит стереоэффект. Для звукового отражения хороши и препятствия. Ими могут быть стеллажи, мягкая мебель, портьеры из тяжелых тканей

Но важно и не переборщить. Если вы перегрузите подушками и коврами комнату, то она будет ничуть не лучше пустой, где эхо гуляет, как в горах

Расстояние от стен – еще один важный момент

Две колонки, поставленные вдоль короткой стены комнаты на расстояние 1/3 длины комнаты и около 0,7 м от длинных стен. Конечно, такие условия соблюсти практически невозможно, важно просто стремиться к идеалу. Это правило не касается тыловой акустики домашних кинотеатров, размещаемой в углах

Последнее условие, не менее важное, чем предыдущие, — высота размещения колонок. Лучше, чтобы высокочастотный динамик (меньший из всех) был выше уровня ушей сидящего человека примерно на 10 см

Чтобы отрегулировать высоту колонок, используйте подставки и постаменты. Передние панели колонки разверните в сторону слушателей.

А теперь о положении слушателя. Если представить себе равносторонний треугольник, в углах основания которого находятся колонки, то место слушателя – вершина этого треугольника. При установке системы 5,1 угол между парой тыловых колонок и слушающим должен составлять 120 градусов, а в вершинах равностороннего треугольника остаются фронтальные. Если провести прямую через ухо слушателя, то он должен видеть тыловые АС под углом примерно 30 градусов к этой прямой. Воспользуйтесь режимом компенсации неточностей в расположении колонок и слушателей, поскольку многие производители облегчаю жизнь пользователя таким режимом.

На полу

По качеству звука лидируют напольные акустические системы. Их современный образ – высокие, узкие корпуса передним размещением динамиков. Сзади находятся контакты для подключения. Это помогает получить довольно мощные басы, позволяющие обходиться без сабвуфера в домашних кинотеатрах (5.0 называется такая конфигурация).

Если колонки незаметные и элегантные, это, как правило, не гарантия хорошего звука. Хотя бывают и исключения.

Часть паразитных отражений устраняют колонки со скругленными боковыми стенками.
Если задумаете поставить на АС, например, светильники, посмотрите, чтобы поверхность была плоской, сверху чтобы не было стальных пластин, выполняющих роль акустического зеркала.
В более высокой ценовой категории есть акустика, при оформлении которой используются ценные породы дерева, натуральная кожа, вставки из антрацитового стекла. Любителям ультрамодерна подойдут варианты в ярко-красном цвете. Колонки могут играть роль колонн, внушительно поднимаясь к самому потолку. Таким образом, напольная акустика может выступать как самостоятельный элемент дизайна.

…И на полке

Более экономным вариантом будут полочные колонки. Располагать на полке книжного шкафа или или на стене можно лишь в случае, если других вариантов нет, или это тыловые колонки домашнего кинотеатра.
В остальных случаях рассматривать акустику следует только вместе со специальными стойками. Стойки могут быть того же производителя, что и колонки. Но если конструкция или модель другой фирмы задела ваше сердце, смело можете исполнять самые смелые фантазии в дизайне. Выбор таких стоек необычайно интересен и обширен.

Очень удачно вписываются в дизайн помещения «электростаты» Это плоские колонки с большой мембраной и корпусом в форме доски. Электостаты, или планары, относятся к аудиофильской акустике, в которой высочайшее качество сочетается с не менее высокой же ценой.

А еще на потолке и в стене

Самой незаметной в помещении будет встраиваемая акустика. Чаще всего это передняя панель и динамик, закрепленный на ней. Такую систему можно встраивать в потолок, стены, а также размещать в саду.

Закрывает динамики так называемый «гриль» — ткань, цвет которой можно подобрать под отделку стен.
Акустика для потолков еще более плоская. Круглый фланец, ободок вокруг динамика, — вот и весь корпус, прекрасно интегрируемый в потолки.

В современный интерьер можно легко вписать любую акустическую систему – все зависит от ваших предпочтений и возможностей.

Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате

Вообще-то основной идеей данного ликбеза должен был стать грамотный выбор акустики. Но приступив к работе, я понял, что начинать логично с самой первой проблемы — звуковых свойств комнаты, где эта акустика будет стоять. В итоге получилось, что до процесса выбора колонок на этот раз я так и не добрался, зато написал несколько полезных советов о том, куда и как поставить уже купленную систему, чтобы раскрыть ее лучшие свойства. Сразу скажу, материал рассчитан на новичков-меломанов, только делающих первые шаги в поисках лучшего звука.

Читать еще:  Как правильно нанести жидкие обои видео

Судите сами: интересные продвинутые источники, усилители и АС появляются практически непрерывно, поэтому всегда есть соблазн попробовать что-то новое. Ну а если выбор компонента вдруг оказался не слишком удачным, поиск кандидата на замену из тягостной неизбежности практически всегда превращается в дополнительное приключение. С другой стороны, шанс выбрать новое помещение для музыкальной системы или домашнего кинотеатра большинству из нас представляется очень редко, некоторым — вообще никогда.

По этой причине лихорадка перманентного апгрейда на комнату прослушивания, как правило, не распространяется. Но ведь именно она – самый главный компонент звуковой инсталляции, от которого самым драматическим образом зависит характер и качество звучания аппаратуры независимо от её класса. Ну а раз так, вариант остается только один: оставить на время покупательский азарт и заняться приведением имеющейся недвижимости в акустический порядок.

Профилактика лучше, но лечение чаще

Работники Hi-Fi-салонов не дадут соврать, фраза «У вас играло, а у меня дома не играет» — лучшая иллюстрация к проблеме интерьерной акустики. То есть у самой акустики проблем нет, а появляются они у тех, кто пытается игнорировать ее существование.

Допустим, обрела молодая семья собственную квартиру. Первым делом составляется план обустройства и ремонта. «Холодильник поставим здесь, стиральную машину в ванной, а диван — в гостиной». Телевизор вешаем напротив дивана, если, конечно, кому-нибудь не придет катастрофическая идея загнать его в угол. Затем, кстати, вполне может выясниться, что экран оказался напротив смотрящего на юг окна — лично видел такое не один раз.

Ради бескомпромиссной борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации некоторые обладатели домашних студий пускаются на самые радикальные меры, вроде постройки стен из акустических ловушек

О колонках чаще всего вспоминают в последнюю очередь, и дай бог, если это происходит хотя бы до установки пресловутого дивана. Почему — понятно: даже если будущие обитатели квартиры действительно любят послушать музыку, забот и расходов во время масштабного ремонта выше крыши, тут бы унитаз не забыть заказать…

Итог предсказуем. Колонки оказываются загнанными в углы комнаты, а сабвуфер затравленно выглядывает откуда-нибудь из-за занавески. В результате звук, скорее всего, окажется достойным первой машины молодого поклонника хип-хопа, испытывающего острый дефицит финансовых средств и музыкального вкуса.

А вот чисто случайно расставить акустику так, чтобы ваша тёща — потомственный музыковед, придя в гости, погрузилась в глубокую эйфорию, не получится никогда. Дело в том, что правила оптимального расположения источников звука практически всегда идут вразрез с устоявшимися нормами (чтобы не сказать штампами) интерьерного дизайна.

О том, что акустика комнаты влияет на многое, говорит, например, профиль работы британской фирмы Oscar Acoustics. Они делают специальное оформление в переговорных комнатах офисов, которое улучшает разборчивость речи всех участников встречи

Важно понимать, что любая комната всегда работает как резонатор, формируя характер звучания не в меньшей степени, чем, скажем, скрипичная дека. Однако в отличие от корпуса скрипки, форма комнаты в подавляющем большинстве случаев благозвучию не способствует.

Например, прямоугольная топология с параллельными поверхностями большой площади неизбежно приводит к возникновению нежелательных отражений и стоячих волн, превращающих более-менее плоскую (в лучшем случае) АЧХ колонок в кривую, больше всего напоминающую сейсмограмму землетрясения. Причем в разных точках пространства форма этой кривой может меняться самым причудливым образом.

Четыре плохих комнаты

Перечислим основные факторы негативного влияния комнаты на звук:

1. Недостаточное, или, наоборот, слишком большое время реверберации. Этот параметр характеризует «звонкость» помещения, то есть длительность затухания звука, и выражается временем, необходимым для его ослабления в тысячу раз (на 60 дБ). Слишком гулкая комната так же малопригодна для нормального восприятия музыки, как и абсолютно глухая, лишающая слушателей малейшего ощущения пространственного объема.

2. Стоячие звуковые волны. Возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых сопоставимы с размерами помещения. На слух воспринимаются как резкие подъемы и провалы басов в строго определенных точках пространства.

Да-да, так оно и происходит не только с разговорами позади вас, но и с отражениями звука от акустики, стоящей перед вами

3. Ранние отражения. Высокочастотные (в меньшей степени — среднечастотные) колебания, отраженные от поверхностей, расположенных неподалеку от АС (в основном голых боковых стен, пола и потолка). Они попадают к нам в уши почти одновременно с прямым сигналом, нарушая правильное восприятие локализации источников звука в стереопанораме. Более того, несовпадение фаз прямой и отражённой волн (к тому же гуляющее по частоте) приводит к резкому ухудшению равномерности частотной характеристики.

4. Порхающее эхо. Череда быстрых повторений звука на определенных частотах, возникающих при расположении колонок между двумя параллельными, хорошо отражающими поверхностями.

Спасение звука подручными средствами

Существует масса способов обуздания звуковой анархии, самые радикальные из которых предполагают построение точной акустической модели комнаты посредством ее лазерного сканирования. Задуматься об акустической подготовке крайне желательно ещё в начальной стадии капитального ремонта, и доверить её лучше проверенному специалисту. Причем именно инсталлятору, а ни в коем случае не интерьерному дизайнеру. Потому что последний (если он, конечно, по совместительству не аудиофил), не знает, что большие площади гипсокартона поглощают басы с удивительным аппетитом, а средние и высокие отражают с характерными призвуками. Или что незашторенная стеклянная стена — воплощённый кошмар любого меломана с ушами.

Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это к вопросу о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему

Однако если этот поезд уже ушел, оставив как данность комнату со сложившимися отделкой и интерьером, можно попробовать улучшить её акустические свойства и собственными силами. Кстати, шансы заметно облагородить звучание системы в этом случае довольно высоки. Полностью избавиться от всех проблем, конечно, не получится, но зато и денег в сравнении с «инсталляторским» вариантом удастся сэкономить изрядно.

Начнем с осмысленной расстановки колонок. Первым делом отодвиньте их от задней стены, особенно если порты фазоинверторов направлены как раз на неё. Это позволит сделать басы менее гулкими и более разборчивыми, улучшить глубину музыкальной сцены. На сколько двигать? Универсального ответа нет, так что первым делом прочтите мануал к колонкам, а затем слушайте и экспериментируйте. Самому слушателю, кстати, по той же причине не стоит упираться затылком в стену. Хорошо помогают мягкие подушки на спинке дивана, а в идеале — тканый гобелен или тяжелая портьера за спиной.

Близость боковых стен способствует возникновению ранних отражений и стоячих волн, так что от них акустику так же стараемся держать подальше. В борьбе с последними, кстати, очень полезно получить детальную информацию о модах – то есть частотах, на которых возникают резонансные явления, заодно выяснив и их примерное расположение в комнате. Для этого потребуется лишь рулетка и онлайновый акустический калькулятор, например, вот этот.

Акустически калькулятор

Еще один способ определения оптимального положения колонок — метод четных и нечетных сечений. Например, длина комнаты делится на четный коэффициент, а ширина — на нечетный. Поделив, допустим, ширину на два, а длину на три, получим своего рода разметку, на пересечениях линий которой и рекомендуется устанавливать АС.

Правда, если меломан живет не один, в этот момент крайне вероятно возникновение конфликтной ситуации с домочадцами, не считающими хорошей идеей установку двух полутораметровых деревянных столпов прямо посреди комнаты. Что ж, видимо придется идти на компромиссы, главное, чтобы они опять-таки были осмысленными с точки зрения акустики. И имейте в виду, что с уменьшением расстояния между колонками верхняя составляющая басового спектра, как правило, начинает звучать ярче, а самые глубокие низы — наоборот. Кроме того, всегда старайтесь минимизировать длину проводов, соединяющих колонки с оконечным усилителем. Скорее всего, для этого придется удлинить межблочники, но овчинка стоит выделки.

После того как АС обрели стабильное положение в пространстве, сориентируйте их акустические оси прямо на место прослушивания. Любые отклонения от «прямого выстрела» чреваты искажением АЧХ, особенно на высоких частотах, ведь разработчики стремятся получить наилучшее звучание именно для такого положения излучателей. Правда, некоторые производители (например, Dali для колонок с ленточными твитерами широкой направленности) рекомендуют не разворачивать их на слушателя, но данное исключение лишь подтверждает общее правило. В варианте с полочниками из этих же соображений ВЧ-излучатели колонок должны находиться на уровне уха сидящего человека.

Стены и потолок, сходящиеся под прямым углом — главная акустическая проблема большинства помещений. Большие акустические ловушки помогут даже в самых тяжелых случаях, главное суметь вписать их в интерер

Если же речь идет о конфигурации 2.1 (многоканальные системы для домашнего кино мы рассмотрим в отдельном материале), самое время заняться сабвуфером. С понижением частоты звука направленность его распространения снижается, но это совершенно не означает, что саб можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал и проводов хватило.

Индивидуальный для каждой комнаты набор мод и потенциальных источников резонансов (застекленный шкаф с посудой) делает поиск оптимального расположения сабвуфера делом увлекательным, творческим и далеко не простым. Не поленитесь поэкспериментировать с его положением — и вы удивитесь, насколько по-разному могут звучать «ненаправленные» низкие частоты.

Чтобы не таскать в процессе экспериментов тяжеленный ящик, некоторые поступают наоборот: усаживают саб в кресло, а сами в поисках правильного баса (не более громкого, но более разборчивого и равномерного) ползают по комнате на четвереньках, а потом в лучшее на слух место и ставится саб. Отправная точка в поисках нам уже известна: ближе к стенам и углам — больше баса, и, чаще всего, неуправляемого гула. Кстати, в процессе перемещений не забудьте о регулировках частоты среза и поворота фазы, тоже помогает.

О пользе зеркал и вреде отражений

Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.

Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.

Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.

Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей

В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.

Читать еще:  Как правильно выбрать оверлок

Как правильно расположить сабвуфер в комнате

Помните, игрушку из детства — кубик рубика? Как ни крутишь его разноцветные квадратики, не можешь исчерпать все варианты их комбинаций. Так и с сабвуфером. Сколько ни двигай его по комнате, единственно правильное место для его качественного звучания не найдешь.

Специалисты называют сабвуфер самым капризным элементом домашнего кинотеатра. Чтобы добиться нужного звучания, кинотеатралам приходится изрядно с ним повозиться. Дело в том, что звучание саба сильно зависит от размеров и акустики помещения, от расположения в комнате предметов и, конечно, от его собственного местонахождения, а также от слушателя. Решая задачу размещения саба в комнате, можно пойти двумя путями: простым («босяцким», по определению одного из опрошенных нами специалистов) и сложным (профессиональным или более научно — прецизионным). Первая дорога доступна любому, даже самому несведущему обладателю домашнего кинотеатра, а вот вторая — только тому, у кого «золотые руки» или приглашенным специалистам-инсталляторам.

«Босяцкая» установка или ползаем по полу.

Самый распространенный метод при «босяцкой» установке — метод проб и ошибок. Он прост, но отнимает много времени. Поставьте диск или ленту с самыми глубокими басами, которые вы только сможете отыскать, и проигрывайте ее. При этом саб должен быть установлен непосредственно в месте прослушивания, еще лучше на высоте прослушивания. «После этого в буквальном смысле на корточках надо проползти по комнате, по всем ее углам, и в том месте, где сабвуфер будет звучать наиболее естественно, звук будет наиболее сбалансированным упругим и насыщенным, и следует установить сабвуфер, — объясняет Дмитрий Усачев, технический специалист ГК Synergenta. «При установке надо помнить только следующие вещи, — советует Юрий Фомин, основатель компании «Лига звука» . — Когда вы прислоняете сабвуфер к стене, звук увеличивается на 6 децибел, когда вы ставите его в угол, звуковое давление увеличивается еще на 6 децибел. То есть, если вам не хватает мощности сабвуфера, вы можете, переставляя его с места на место, увеличивать его звуковое давление».

У метода проб и ошибок есть и множество других особенностей. Специалисты не советуют располагать сабвуфер на одинаковом расстоянии от двух стен, поскольку это ухудшит равномерность амплитудно-частотной характеристики в области низких частот, и могут появиться искажения. Именно по этой причине иногда рекомендуют использовать не один, а целых два сабвуфера. Конечно, если речь идет об идеальном домашнем кинотеатре, когда в одной фронтальной плоскости находятся все каналы, то есть два сабвуфера, левый и правый и центральный каналы. «Тогда мы добиваемся синфазности излучения, и басовая волна идет единая и от фронта, и от сабвуферов», — поясняет Андрей Решетник, технический директор компании «Солярис» . «Это не развод на деньги, это нормальные вещи, поскольку любой сабвуфер провоцирует резонансные явления в комнате. Проблему подавления собственных частот помещения можно частично решить, если использовать два сабвуфера. Установленные в разных местах, они в итоге дадут более равномерное распределение поля (некоторые частоты, совпадающие с модами помещения, будут «встречаться» в противофазе), и в итоге суммарная характеристика становится гораздо более плавной», — говорит Дмитрий Усачев.

О ряде других особенностей метода проб и ошибок хорошо рассказывают участники аудиофильских форумов, основываясь, цитирую: на «тонких жизненных наблюдениях». Они отмечают, что большинство обладателей домашних кинотеатров либо включают сабы на полную громкость, либо «задирают» частоту среза. И получается в итоге, что звук из кинокартины «Пианино» подошел бы больше для ленты «Терминатор-2» или же при воспроизведении самой скромной басовой ноты сабвуфер неистово рычит. Чтобы такого не случилось, надо, во-первых, уменьшить громкость, а, во-вторых, постараться расположить саб около той же стены, где стоит телевизор, чтобы избежать фазового сдвига НЧ-волн от остальных. В-третьих, оставить немного места между телевизором и сабвуфером, поскольку внутри последнего спрятаны большие и разрушительные для кинескопа магниты. В-четвертых, лучше всего подавать на специальный «высокоуровневый» вход саба полнодиапазонный сигнал с «колоночного» выхода усилителя. В-пятых, установка слабенького сабвуфера в углу комнаты может немного «подтянуть» средние и верхние басы.

Обычно специалисты говорят, что сабвуфер можно поставить в любом месте комнаты. Они объясняют это тем, что басовый звук характеризуется большой длиной волны, превышающей характерные размеры помещения (например, низкий бас частотой 20 Гц имеет длину волны 15 метров). Но все-таки сабвуфер будет звучать лучше, если его поставить сбоку и перед слушателем. «Объясняется это тем, что, сидя перед сабвуфером, в первый момент человек слышит больше прямого звука и меньше отраженного. Ведь каждая комната — это элемент системы, своеобразной эквалайзер, который включен между усилителем и акустической системой, и очень часто даже самая хорошая акустика в акустически плохо подготовленном помещении звучит, мягко говоря, некорректно, — сообщает Дмитрий Усачев. — Соответственно, сабвуфер — наиболее капризный партнер помещения, и если его ставить без предварительной проверки (скажем, в углу комнаты) результат будет далек от идеала. В то же время не стоит драматизировать ситуацию — ведь речь идет о тонкостях, к которым большинство из нас относится вполне терпимо. В конце концов, аппаратура — не фетиш, а средство развлечения».

Когда только закладываются провода системы, специалисты советуют ставить устройство во фронтальной плоскости, то есть там, где установлены левый, правый и центральный каналы. «При этом рекомендуется направлять сабвуфер либо на середину комнаты, либо на противоположную стенку, — уточняет Андрей Решетник. — Это не будет противоречить акустическим свойствам помещения». С Андреем Решетником солидарен в этом вопросе и Александр Урванов, продакт-менеджер компании TRIA International, Ltd. : «У меня был опыт подобной установки. Когда потребитель не готов мириться с лежащими на полу кабелями и, соответственно, нет возможности экспериментальным путем найти оптимальное расположение сабвуфера в помещении, то мы ставили сабвуфер с фронта. И, как правило, это было недурственно!»

«Прецизионная» установка или сядем, сложа ручки.

Этот второй путь установки сабвуфера намного сложнее первого. Он является частью общей инсталляции домашнего кинотеатра, и им могут пойти только приглашенные специалисты-инсталляторы. Более того, эта установка возможна, если саб участвует не в системе 5.1., а в стереосигнале, то есть работает, как два-один, принимает участие в поддержке низкочастотного потока фронтальных колонок. При этом сам сабвуфер должен быть более навороченным, чем в случае «босяцкой» установки. «Он обязательно должен иметь регулятор фазы, четкий кроссовер, желательно регулируемый, чтобы фазировать низкочастотный сигнал с фазой фронтальных систем, и чтобы звук был без провалов и без излишних проемов», — рассказывает Юрий Фомин.

Профессиональную или прецизионную установку сабвуфера осуществляют, когда человек хочет, чтобы было меньше стоячих волн и искажений. «Надо искать точку в пространстве помещения, где стоячих волн очень немного. Ее можно найти только с помощью специальных измерительных приборов. Эту точку найти очень сложно еще и потому, что у многих очень маленькие комнаты, — поясняет Юрий Фомин. — Если избегать стоячих волн, сабвуфер нельзя ставить на пол, он должен быть на треть высоты поднят от пола, на чем-то стоять. Желательно при этом использовать параметрический эквалайзер».

В этой установке очень много важных нюансов. Взять хотя бы тот момент, когда надо правильно настроить частоты раздела на сабвуфере и на ресивере, выставить фазу, чтобы она была, например, не в противофазе фронтальным колонкам, иначе бас просто будет съедаться. Поскольку сабвуфер — это по сути своей обычный усилитель, который работает на один динамик, то часто бывает, что его звук зависит от фазировки в электрической розетке. «То есть, вы в розетку включаете, как бы «земля и фаза» или «фаза и земля», и звук может отличаться в некоторых случаях значительно, правда, необязательно на сто процентов», — уверен Андрей Решетник.

При установке саба большое значение имеют кабели, соединяющие его с ресивером. Обычно длина сабвуферного кабеля — 3-4 метра, бывает и больше — 6-8 метров. Чем длиннее кабель, тем сильнее воздействие электромагнитного излучения. Если он еще и не очень качественный, со слабой экранировкой, то влияние излучения еще больше увеличивается. «Очень хорошее подключение, правда, в достаточно высококачественных системах, обеспечивает балансный кабель, — говорит Андрей Решетник. — То есть от процессора есть балансный выход на сабвуферный канал, и балансным кабелем идет разводка до самого сабвуфера. При этом и сабвуфер должен обладать соответствующим балансным входом. Вот это некий идеал. Балансная конструкция кабеля позволяет передать сигнал, практически без каких-либо наводок. Там соотношение сигнал-сумма очень высокое». Таковы советы по установке саба в комнате для прослушивания. Как выяснилось, в принципе им следовать необязательно, поскольку сабвуфер можно располагать в любом месте комнаты. «На низких частотах человеческое ухо не может точно определить направление излучения волны, — убежден Роман Лаптев, генеральный директор компании «AUDIO GAMMA TRADING Ltd.» . — Единственное, что не рекомендуется делать, так это размещать сабвуфер в углах комнаты, то есть направлять его так, чтобы его основная динамическая головка излучала в угол, или сабвуфер был бы зажат каким-то образом между шкафами, другой мебелью — тогда возникнут многочисленные переотражения, и, в общем-то, это может негативно сказаться на общем звуковом поле». Не рекомендуется ставить сабвуфер и ровно в середине комнаты. «Хотя по опыту могу сказать, что часто бывает именно так, — вспоминает Андрей Решетник. — В середине комнаты стоит стойка с аппаратурой, симметрично относительно левой и правой стен, и сабвуфер находится прямо внизу под главной стойкой. В этом ничего особенно плохого нет, но все же лучше сабвуфер устанавливать где-то на расстоянии одной трети от ширины комнаты». Те, кто делится своим опытом на тематических форумах, также уверены, что саб можно ставить куда угодно, но при этом отмечают, что стены должны быть покрыты звукопоглощающим матариалом, только тогда звук будет правильным, т.к. должен быть слышен звук, а не его отражение от стен.

Саб не нужен?

Все вышеприведенные советы многим могут вообще не пригодиться. Зачастую подавляющее большинство клиентов хочет обходиться без сабвуфера. «Некоторые говорят, что его ставить некуда, и спрашивают, можно ли поставить по фронту большие колонки и как-нибудь (надеются, что мы им посоветуем) завести туда басы, — рассказывает Андрей Решетник. — На что есть и теоретический, и практический ответ: крайне нежелательно. Дело в том, что DVD-диски сейчас прописываются через видеоформат 5.1., а басовый канал прописывается отдельной строкой. Получается, что отдельный цифровой поток идет, и в процессоре он превращается в аналоговый сигнал и подается на сабвуфер. Если же сабвуфера не будет, то процессор в ресивере начнет бас подмешивать во все каналы, которые являются большими, и на этом этапе подмешивания будет ухудшаться звучание. Например, у нас стоит маленький центральный канал, левый и правый — большие, а тылы — маленькие. И вот соответственно в левый и правый каналы приходит подмешивание баса». В итоге, по словам Андрея Решетника, пропадает прозрачность звукового материала, который был в левом и правом каналах, в басах тоже появляется ватность. Баса становится больше, но при этом он менее проработанный, чем если бы мы прослушивали левые и правые каналы с сабвуфером. «Здесь потери довольно большие, мы по своему опыту проверяли этот эффект на ресиверах разных ценовых категорий: и за 500 долларов, и за полторы тысячи, и за 4 тысячи долларов. К сожалению, эта дополнительная информация заставляет процессор работать в очень напряженном режиме, что не способствует улучшению качества звука», — говорит Андрей Решетник.

Если же человек и соглашается на установку саба, то хочет приобрести это устройство, либо небольшое по размеру, либо стандартной величины, но при этом поставить его куда-нибудь в другую комнату, чтобы не портило вид помещения для прослушивания.

Итак, нужен сабвуфер, или же нет — дело сугубо личное. То, каким образом вы его установите, — ползая по полу или вызвав специалистов — тоже только ваше дело. Главное, чтобы бас все-таки оставался басом!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector