Как правильно сделать мастер класс
Как создать свой первый мастер-класс?
С чего начать? Ведь самое сложное в любом деле-это начало.
Прежде всего, Вы должны понимать, что создание мастер-класса предполагает наличие уже определенных навыков в вашем виде рукоделия. Ваши знания и умения должны быть на довольно высоком уровне. Чтобы кого-то чему-то учить, надо самому быть уверенным, что у вас достаточно знаний, чтобы с ними поделиться.
Теперь нам надо определиться с тематикой и формой Вашего мастер-класса.
Что касается формы, то это может быть видео мастер-класс, фото мастер класс, мастер-класс в виде презентации, мастер-класс в формате PDF, это может быть и просто Вордовский документ.
Тема – это, конечно, то, чем вы занимаетесь, чем вы живете.
Вы можете сделать пошаговые фото всего процесса создания Вашего изделия, можете записать видео, а можно просто написать небольшую инструкцию.
В моей статье я хочу рассказать, как сделать фото мастер-класс на примере моего мастер-класса по созданию Мишки Тедди.
Для этого я вооружилась зеркальной фотокамерой и, в процессе создания Мишки, фотографировала каждый шаг от начала и до конца. Советую Вам, все-таки, пользоваться зеркальной камерой, чтобы Ваши фотографии были четкими и презентабельными. Размытые и смазанные фото удаляйте сразу.
Как только вы закончите свое изделие и у Вас уже будет фото-материал для Вашего мастер-класса, можно приступать к его написанию. Создавать мы будем мастер-класс в Word.
1. Придумайте название Вашего мастер-класса. Например, “Мастер-класс по созданию авторского Мишки Тедди”.
2. Составьте список необходимых материалов и инструментов.
3. Теперь вставляйте поочередно Ваши фото, стараясь давать подробное описание каждой из них. Таким образом, ваш каждый шаг будет проиллюстрирован и описан.
4. В конце мастер-класса обязательно разместите фото готового изделия.
5. Не забудьте указать в конце Ваши контакты, чтобы с Вами могли связаться Ваши покупатели.
6. Таким образом, у Вас будет мастер – класс в формате Вордовского документа. Но мы можем сделать его и в формате PDF. Для этого просто нажимаем на кнопочку “Сохранить как” и выбираем “Тип файла” PDF. Далее нажимаем “Сохранить” и все. У нас будет мастер-класс в формате PDF.
Ну вот и все. Ничего сложного. Самое главное – заставить себя сесть и написать.
Я желаю Вам успехов в написании Вашего мастер-класса и, надеюсь, что моя статья будет Вам полезной.
Мастер-класс: что это такое и как его проводить
Мастер-класс– это это форма учебного процесса, при которой происходит передача практического опыта от преподавателя к ученикам. Выбирается тема → выделяется актуальная проблема → объясняется теория по решению этой проблемы → даются практические упражнения на закрепление теории → формируется полезный навык, который можно повторно применить после завершения занятия. Если после проведения мероприятия аудитория не учится чему-то новому, это не мастер-класс – это лекция, рассказ, публичное выступление или что-то еще. Фишка мастер-классов в том, что они завязаны на приобретении навыка от наставника.
Не существует строгого порядка проведения мастер-классов. Все зависит от сложности выбранной темы, навыков аудитории, квалификации спикера, условий проведения мероприятий и прочих обстоятельств. Поэтому в данной статье мы рассмотрим схему, которую вы можете взять за основу первого мастер-класса. В случае надобности действуйте на свое усмотрение и меняйте любой из указанных пунктов. Если боитесь выступать перед аудиторией, пройдите курс ораторского искусства, и до мастер-класса организуйте вебинар. Когда мастер-класс завершится, задумайтесь над созданием полноценного тренинга.
Переходим к инструкции.
Вступительная часть и корректировка темы выступления
Поприветствуйте аудиторию, расскажите о своей квалификации и теме мастер-класса. Сразу раскройте план выступления и опишите навык, который получит каждый участник после окончания занятия. Здесь же можно сказать, какие есть ограничения и какие темы затрагиваться не будут – это допускает, что кто-то попал на мастер-класс случайно и выбранное направление ему не интересно. Таким людям вы даете возможность уйти и не тратить время на закрепление ненужного навыка. Это случается, и потерю аудитории вы должны рассматривать с положительной стороны – они пришли на мастер-класс по принуждению и не планировали становиться вашими клиентами. Поэтому пусть спокойно уходят.
Далее нужно провести интерактивное общение с аудиторией и попробовать сузить выбранную тему. Например, вы решили организовать мастер-класс о создании продающего контента для свадебных агентств. Вы проводите короткий опрос и узнаете, что сайт ведут не более 10% участников мастер-класса, а всем остальным интересны соцсети Фейсбук и Инстаграм – это каркас, вокруг которого нужно построить все выступление. То есть вы должны предлагать какую-то концепцию и на примерах Фейсбука или Инстаграма показывать пример ее работы. Отступления от этих примеров возможны, однако большая часть материала должна адаптироваться под аудиторию мастер-класса.
После определения узкой темы важно разобраться с уровнем подготовки всех участников. Вы должны быстро узнать, что они умеют делать, с какими теоретическими концепциями знакомы и о каком материале никогда не слышали. После этого действия может произойти еще одна перестройка темы выступления. Например, может оказаться, что с контентом для соцсетей у всех все в порядке, однако есть проблема с ответами на критику в комментариях. При таком условии мастер-класс должен быть посвящен тому, как правильно работать с отзывами в соцсети и использовать негатив для построения успешной контент-стратегии.
Передача навыка
Это основной этап, на котором от вас потребуется структурированная подача заготовленного материала. Лучше всего здесь работает такая схема: разложите общую теоретическую концепцию на небольшие смысловые части → придумайте для каждого блока практическое упражнение → покажите порядок его выполнения и дайте аудитории время самостоятельно закрепить материал. Далее ответьте на вопросы участников и объясните, где искать дополнительную информацию по теме.
Параллельно с изложением материала желательно рассказывать о распространенных ошибках, которые допускаются во время выполнения определенного вида работы. За счет такого подхода участники смогут глубже проработать навык и узнать не только, как надо, но и как не надо выполнять заданное практическое упражнение. Когда все будет готово, расскажите о дополнительных сценариях, при которых можно модифицировать полученные знания и использовать полученный навык в большем количестве случаев.
Чтобы не выйти за рамки отведенного времени, проведите качественную подготовительную работу: составьте план выступления, отрепетируйте речь и разработайте презентацию. В презентации у вас должны отображаться все основные тезисы, по которым можно воспроизвести суть мастер-класса – это нужно, чтобы вы могли сделать рассылку и оставить участникам памятку о своем выступлении.
В конце обязательно подведите итоги и выделите все ключевые мысли, озвученные на мастер-классе. Это влияет на запоминание и стимулирует аудиторию перейти к самостоятельному изучению других ваших материалов. Дайте нужные ссылки и объясните, как они помогут развить новый навык. В общем, это время рекламы.
Далее мы рекомендуем посмотреть видео мастер-класса про подготовку текста для компании. Даже если тема вам не особо интересна, понаблюдайте за действиями спикера. Это пример того, как должно проходить хорошо организованное выступление.
Мастер-класс Максима Ильяхова про текст для компании.
Консервирование новых идей
До и после мастер-класса наблюдайте за аудиторией и обращайте внимание на обсуждаемые проблемы. Например, вы запланировали и провели мастер-класс по контенту для социальных сетей, а многим пользователям хотелось бы научиться выпускать ролики для ютуба. Если вы работаете с контентом, то на следующем мастер-классе можете поговорить о сильном сценарии.
Чем больше болезненных проблем вы подметите, тем больше выступлений сможете организовать. В итоге вы получите статус эксперта, заработаете денег и завоюете благодарность аудитории. Пользуйтесь предложенными рекомендациями и попробуйте подготовиться к своему первому мастер-классу. Желаем вам удачи!
Как провести мастер-класс: советы специалистов
Мастер-класс – это современный способ обучения, целью которого является отработка практических навыков. Проводятся мероприятия подобного рода для повышения квалификации, обмена опытом, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знаний. Каждая из сторон получает собственные преимущества. Преподаватель приобретает умение продуктивного взаимодействия с аудиторией и учится преподносить себя/свой товар. Слушатели, в свою очередь, изучают новые методики и технологии. Далее мы поговорим о тонкостях мероприятия и о том, как провести мастер-класс.
Выбор темы
Теоретически каждый человек может начать проводить такие занятия. В этом деле главное – понять, чему вы можете научить других людей, какие ваши знания могут принести им пользу.
Полезно! Ввиду сложной экономической ситуации в стране сейчас повышенным спросом пользуются мастер-классы, на которых обучают новым навыкам и рассказывают, как этим сэкономить средства, раньше расходовавшиеся на оплату услуг специалистов.
Итак, какие мастер-классы можно провести? Привлекут внимание слушателей следующие темы:
- Самостоятельное окрашивание волос.
- Вязание своими руками.
- Поклейка обоев.
- Замена крана своими руками.
- Прически с элементами плетения.
- Выпечка тортов с мастикой из маршмелоу.
- Открытие компании на один день.
- Увеличение прибыли в 100 раз.
- Навыки интернет-рекламы и прочее.
Кроме того, пользуются большой популярностью мастер-классы, связанные с хобби. К примеру, прикладное искусство, рисование, вышивание и так далее. А также можно серьезно задуматься над вопросом, как провести мастер-класс для детей, так как клиентов на такие мероприятия всегда легче найти. Что бы ни происходило, но на детках родители стараются не экономить.
Для того чтобы стартовать в таком бизнес-направлении, как проведение экспресс-курсов, вам нужно определиться, за какие новые знания люди готовы будут заплатить деньги. Это может быть совершенно любой навык, связанный с рабочей деятельностью или даже ведением домашнего хозяйства. Особым спросом пользуются мастер-классы по новым профессиональным направлениям, которым не обучают в высших учебных заведениях, а сведения в учебниках теряют актуальность через несколько месяцев. В основном это касается работы в интернете: SEO-продвижение, SMM, email-маркетинг и прочие современные направления. Такие занятия посещают люди абсолютно разного возраста.
Не знаете, как провести мастер-класс? Начать проводить мастер-классы может даже женщина, сидящая дома, не имеющая хобби, но знающая, как содержать семью на скромную зарплату мужа. Темой обучения может стать грамотное планирование бюджета в момент кризиса. Цель – научить людей жить на 15–20 тысяч в месяц.
Определившись с тематикой экспресс-курса, можно переходить к следующим задачам, касающимся вопроса, как провести мастер-класс.
Подсчет затрат на организацию
Для проведения такого мероприятия потребуются небольшие вложения. Озвучить конкретную цифру достаточно сложно, поскольку сумма будет зависеть от выбранной тематики. Прежде чем устанавливать стоимость билета для участия в мастер-классе, необходимо просчитать следующее:
- Какая сумма потребуется для закупки материалов (канцелярия, рекламные проспекты, атрибутика для изготовления предметов и прочее). Перечень материалов напрямую зависит от направленности занятия.
- Затраты на аренду помещения (при необходимости). Вариаций, где можно провести мастер-класс, множество: попросится в выходной день в офис к друзьям, снять конференц-зал в отеле либо одну из комнат в антикафе и так далее. Можно придумать много всего, но практически любой вариант будет чего-то стоить.
Стоимость участия
Цена на участие в мастер-классах от известных в определенных областях специалистов может достигать 100-150 тысяч рублей. У менее востребованных профессионалов ценники гораздо ниже.
В зависимости от востребованности выбранной темы и эксклюзивности подготовленного материала стоимость билета может варьироваться от 500 рублей до нескольких тысяч.
Чтобы было проще понять, по какой схеме высчитывается средняя стоимость входного билета, рассмотрим следующий пример: девушка решила провести занятие, на котором она будет обучать вязанию детских пинеток. На расходные материалы (шерсть) ей потребуется потратить 400 рублей, плюс 500 рублей на аренду помещения (2 часа). Провести бесплатный мастер-класс она не планирует, прибыль должна быть не менее 1 тыс. рублей. Какова же должна быть цена?
Получается, что для того, чтобы мероприятие окупилось и принесло ожидаемую сумму, его должны посетить не менее пяти человек и заплатить по 400 рублей.
Размер вашего заработка будет напрямую зависеть от количества посетителей и периодичности проведения занятий.
Алгоритм организации мастер-класса
Каких-либо строгих норм для проведения подобного рода встреч не существует. Занятия проходят в импровизированной форме, в зависимости от желания преподавателя и восприимчивости слушателей. На вопрос о том, как правильно проводить мастер-класс, следует ответить так – принято выделять следующие основные этапы:
- Презентация темы.
- Демонстрация изделия/услуги.
- Обсуждение.
Первый этап включает в себя обоснование значимости встречи и доказательство мастерства преподавателя. Осуществляется это путем предоставления краткой характеристики основной идеи и подробным рассмотрением плана предстоящей работы. На втором этапе происходит демонстрация теоретических и практических навыков преподавателя и активное включение в работу участников мастер-класса. В заключительной части занятия начинается дискуссия по итогам совместной работы, ученики задают вопросы мастеру. Успех мероприятия всецело зависит от инициативности всех присутствующих. Для преподавателя это прекрасная возможность поделиться со слушателями своими творческими идеями, а также ощутить себя в новой роли и получить заряд энергией.
Подготовка и организация
Думаете, как провести мастер-класс? Для того чтобы решиться на такое мероприятие, необходимо, во-первых, владеть необходимыми знаниями и умениями в какой-либо области. Во-вторых, нужно быть готовым поделиться с другими людьми своими «фишками» и секретами, приобретенными за все время работы. В-третьих, от ведущего потребуются хотя бы элементарные знания педагогики, поскольку преподнесенный материал должен быть доступным и логичным.
Заявлять о мероприятии можно только после того, как все организационно-подготовительные процессы были продуманы. В частности, необходимо просчитать количество времени, которое будет потрачено на каждый этап. Если планируется творческий мастер-класс, то преподавателю стоит предварительно изготовить вещь, производство которой он собирается продемонстрировать публике. Например, для изготовления украшения своими руками потребуется рассчитать время на прорисовку схемы будущей вещи, подбор материалов, сборку, примерку и так далее. Кроме того, стоит учитывать, что новичкам потребуется в два раза больше времени.
Выбор места
После обдумывания организационных моментов можно переходить к их реализации. И первостепенно встает вопрос, где провести мастер-класс? Организовать небольшое мероприятие можно даже на собственной территории, если есть свободная комната с необходимым набором мебели (столы и стулья) исходя из предполагаемого количества участников.
Проведение занятия в собственном доме обойдется дешевле, поскольку не нужно будет оплачивать аренду помещения. Но стоит учитывать, что этот вариант подойдет не для каждой тематики. Например, сомнительно это будет выглядеть, если вы собираетесь рассказывать об увеличении прибыли или думаете над тем, как провести мастер-класс для учителей по физике.
Аренда зала, безусловно, отразится на стоимости участия, но придаст мероприятию официальный статус. Если арендованное помещение будет располагаться в престижном районе и стильно оформлено, то это только больше подогреет желание посетить мастер-класс. Что немаловажно, в конференц-зал можно пригласить гораздо больше участников, чем к себе домой. Одной из основных задач в этом случае является недопущения ситуации по замене качества количеством.
Несколько пробных занятий лучше провести на своей территории, отработать программу и привыкнуть к людям, а если вы обдумываете, как провести мастер-класс для детей, то это просто идеальный вариант. Впоследствии можно спокойно переходить к организации профессиональных мастер-классов высокого уровня.
Подготовка материалов
Для проведения обучающего занятия потребуется материально-техническое обеспечение, с которым будут взаимодействовать участники. Каждому из них необходимо предоставить персональный набор материалов. Если, к примеру, вы думаете, как проводить мастер-классы по рисованию, то речь идет о красках, кисточках, бумаге и прочих принадлежностях.
Все материалы, выдаваемые организатором, должны быть новыми, практичными и качественными. Использованные ранее вещи плохо отразятся на репутации мастера.
Количество присутствующих следует выяснить заранее, чтобы можно было определить способ выделения лидеров. Рекомендуется выдавать слушателям бейджи. Это поможет устанавливать контакты и выделять значимых людей, которые впоследствии станут для кого-то источниками энергии.
Последние приготовления перед выступлением
Перед самым началом следует еще раз все проверить, чтобы избежать возможных заминок и запинок. На мероприятие рекомендуется прибыть немного раньше других, проверить наличие атрибутики, раздаточных материалов и работоспособность техники (при необходимости). Если есть возможность, то следует проверить мультимедийные системы и прочие устройства воспроизведения. Для приглашенных гостей должны быть зарезервированы места. В независимости от выбранного для проведения обучения места пишущие принадлежности и бумага должны быть на виду у каждого желающего.
Этапы мастер-класса
Любому преподавателю известно, что каждый урок состоит из трех частей: повторение пройденного материала, изучение новой темы и ее закрепление. Так как человек, проводящий обучение, тоже в своем роде учитель, то он должен знать хотя бы элементарные методы преподавания. Весь процесс должен быть разделен на несколько стадий:
- Этап изучения нового материала должен включать в себя не только практические навыки, но и обязательную теоретическую часть. Рассказчик не должен скупиться на информацию. А также важно развернуто отвечать на вопросы слушателей по теме занятия.
- Практическая часть должна проходить под пристальным контролем преподавателя. Каждое действие должно быть прокомментировано и показано очень подробно. Изделия, созданные участниками на мастер-классе, не должны сильно отличаться от образца, сделанного ведущим. В противном случае новички могут подумать, что зря потратили деньги и время.
Советы профессионалов
При планировании мероприятия не стоит забывать о времени на отдых. А при обдумывании вопроса, как провести детский мастер-класс, стоит еще задуматься о сладких угощениях, соках и прочем. Кстати, взрослые участники тоже не откажутся от кофе/чая с печеньем. Это обязательный момент, поскольку за несколько часов работы все сильно устанут и потеряют интерес. Кроме того, в свободное время слушателям будет интересно пообщаться между собой, обсудить тему занятия и поделиться друг с другом новыми знаниями и первыми успехами.
В процессе встречи учителю очень важно следить за общей атмосферой. На протяжении всего времени участники должны пребывать в хорошем настроении и делиться положительными эмоциями друг с другом. По окончании у каждого должны остаться только хорошие ощущения и мысль о полезно проведенном времени. Несмотря на усталость, участники должны получить чувство полного удовлетворения от выполненной работы и от того, что они создали на мастер-классе.
Продвижение
Самым действенным инструментом продвижения товаров и услуг являются социальные сети. Их использование помогает привлечь как можно больше заинтересованных людей, не потратив при этом деньги. Для рекламирования мастер-класса необходимо создать специальное сообщество и приглашать туда людей из групп сходных тематик. После набора необходимого количества участников следует сделать анонс запланированного мероприятия и размещать посты по теме.
Кроме этого, можно задействовать старые способы, например, рассылать приглашения заинтересованным лицам.
Заключение
Начать зарабатывать деньги на проведении экспресс-обучения может каждый человек, даже многодетная мамочка. Уж она-то точно знает, какой мастер-класс можно провести для детей. Основной задачей является активная работа в социальных сетях на привлечение аудитории, и, безусловно, разработка уникальной программы мероприятия. Урок должен быть интересным и приносить пользу участникам. Это поспособствует развитию сарафанного радио, которое является отличным источником лояльных клиентов. Обучение новому – это всегда инвестирование в себя, и сегодня многие готовы платить за это немаленькие суммы.
Как правильно провести мастер-класс.
Как правильно провести мастер-класс
Современный коллектив детского сада – это коллектив единомышленников, который стремится к повышению профессионального мастерства и компетентности всех участников образовательного процесса. В каждом коллективе есть педагоги-новаторы, которые готовы транслировать свой опыт, знания и умения. Одна из форм эффективного взаимодействия педагогов – мастер-класс.
Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.
В методической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта и получить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.
Ключевые правила проведения мастер-класса
Мастер-класс – это методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.
Кто может провести мастер-класс? Тот, у кого уже есть опыт и кто готов передать его другим. Это педагог, который давно работает над какой-либо педагогической проблемой, изучил теорию и практику вопроса.
Мастер-класс для специалистов – педагогов дошкольного образования – проводит педагог-мастер. Его основная задача не просто сообщить информацию, а передать способы деятельности.
Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.
Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участниковна решение поставленной цели. Но внутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства и способы для достижения цели, темп работы, ищут ответы на проблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог-мастер предоставляет им методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.
В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.
Педагог-мастер должен обеспечить интерактивную форму общения в ходе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.
Таким образом, в процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами с помощью всех участников мероприятия.
У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию и предложить самостоятельное решение проблемы, заявленной в мастер-классе. Такой подход и является интерактивным.
Мастер-класс имеет определенную структуру:
показ или демонстрацию технологии процесса;
практическую часть – создание продукта;
презентацию продукта (афиширование);
На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему педагог-мастер:
определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
представляет участникам мастер-класса технологию;
формирует рабочие творческие группы;
организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.
Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.
Пример подготовки и проведения мастер-класса
Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса. Это итоговое мероприятие, в рамках которого педагоги изготавливают куклы-игрушки и предлагают варианты их практического использования в образовательной деятельности – мастер-класс «Такие разные куклы».
Структура мероприятия включает три части: общую организационную, основную практическую (работу участников по отдельным мастерским) и заключительную (презентацию полученных продуктов).
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО МАСТЕР-КЛАССА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ КУКЛЫ»
Мини-презентации мастерских, распределение участников по секциям (выбор бейджа или пригласительного буклета).
Практическая часть (мастерские) – создание куклы-игрушки.
Игровая часть – творческая игра с элементами импровизации с куклой-игрушкой в заранее созданном игровом пространстве.
Итоговая презентация творческой игры с использованием куклы-игрушки в игровом пространстве для всех участников мастер-класса.
Обсуждение и обмен мнениями.
На этапе подготовки итогового мероприятия формируется инициативная группа. В нее могут входить методисты или старшие воспитатели, воспитатели, которые владеют практическими технологиями и выступают в качестве педагогов-мастеров, и инициативные родители.
Инициативная группа определяет тематику и количество мастерских, решает организационные вопросы: подготавливает помещение, необходимое оборудование и материалы, демонстрационные буклеты, оформляет презентации.
По итогам презентаций мастерских участники выбирают, куда пойдут. В мастерских они делают с мастером свою куклу, разрабатывают игровое пространство, предлагают творческую игру с куклой с элементами импровизации.
На заключительном этапе – этапе афиширования -участники мастер-класса демонстрируют куклу, которую сделали, и предлагают варианты ее использования в образовательной деятельности.
Остановимся подробнее на этапах. Презентация каждой мастерской представлена красочными буклетами, флайерами, визитками. Чтобы привлечь педагогов, мастера оформляют небольшие выставки с результатами продуктивной деятельности – самодельные куклы либо инсталляцию с куклами – композицию с игровыми элементами среды.
У презентационного стола педагоги берут пригласительные на участие в конкретном мастер-классе: красочные листовки, билеты, открытки. В качестве пригласительного можно использовать предметы, которые пригодятся для работы. Например, для мастер-класса «Куклы из ниток» – клубочек цветных ниток; для мастер-класса «Кукла из пластиковой ложки» – ложку.
Общая вступительная часть проводится в музыкальном зале детского сада, столы и стулья в котором расставлены по кругу. Для итоговой части каждого мастер-класса отводится определенный сектор. Педагог, который проводит обучение в мастерской, заранее подготавливает пространство для игровой презентации в соответствии с темой и сюжетом игры. В общей части обсуждаются цели и задачи мероприятия, педагоги делятся на практические группы.
Практическая часть мастер-класса проводится в разных помещениях детского сада – в мастерских, где педагоги создают кукол. Это может быть физкультурный зал, кабинет педагога-психолога или иное пространство. Их мастера выбирают и подготавливают заранее.
В мастерской в течение 20–40 минут (в зависимости от сложности технологии) педагоги знакомятся с процессом изготовления той или иной куклы и сами пробуют создать авторский продукт. Здесь же они обсуждают возможные темы для итоговой презентации творческой игры с использованием куклы в игровом пространстве.
Цель подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт, а продумать последующее его применение в игровой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности.
Изготовление кукол из ниток – увлекательное занятие. Когда куклы созданы, с ними можно разыгрывать различные сюжеты и включать в другие игры. Например, провести творческую игру «Туземцы на острове». Для создания кукол-туземцев необходимы новые знания: где живут туземцы, как выглядят, что они едят, как охотятся. Мотив к познанию в этом случае тесно связан с игрой. Новые знания помогут в создании игрового пространства для этих кукол – «острова». Вариантов и сюжетов для творческих игр много: «Охота», «Праздник на острове», «Семья туземцев» и др.
Мастер-класс «Волшебное превращение ложки» по изготовлению кукол из пластиковых ложек поможет организовать игру «Бал для Золушки». Оформление игрового пространства идет по известной сюжетной линии сказки «Золушка». Тут может появиться настоящая тыква, которая превратится в карету. Под музыку могут танцевать все персонажи сказки.
Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов
Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.
Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.
Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.
Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.
Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.
Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.
Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.
Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.
Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.
Как правильно сделать мастер класс
Недавно в сообществе был объявлен конкурс мастер-классов.
Я решила написать небольшую статью для тех, кто захочет поучаствовать, возможно, мои советы помогут Вам в подготовке материала.
(Пока я готовила статью, появился первый конкурсный мастер-класс. На мой взгляд, интересный, понятный, одним словом – удачный. Автор, браво!)
В сети мастер-классы, как правило, приобретают форму статьи, описывающий процесс изготовления чего-либо, и сопровождаемой подробными картинками (фотографиями), этот самый процесс иллюстрирующими.
Что нужно сделать, чтобы ваш мастер-класс получился простым и понятным читателям?
Я рекомендую придерживаться нескольких несложных правил.
1. Тема мастер-класса.
Тему для хорошего мастер-класса можно найти где угодно, даже на ровном месте. При условии, что вы это ровное место знаете, как свои пять пальцев.
То есть первое условие – вы должны хорошо, даже не просто хорошо, а досконально понимать процесс, который собираетесь описывать.
Подумайте, что вы умеете делать хорошо. Это и будет предметом вашего мастер-класса.
2. Ваши читатели – кто они?
От того, понимаете ли вы, для кого пишете свой мастер-класс, зависит, поймут ли вас читатели.
От того, каким языком вы напишите вашу статью, зависит, насколько она будет понятной тем, кому эта статья адресована.
Прежде всего следует обратить внимание на возможный уровень компетентности ваших потенциальных читателей в выбранной теме. Изложение материала для профессионального использования всегда отличается от популярных статей для читателей, не знакомых с данным вопросом.
Например, если для профессионала достаточно только употребления термина, то для остальных желательно объяснить значение этого термина, описать технику или дать ссылки для ознакомления, чтобы не возникало лишних вопросов.
3. Что писать в мастер-классе?
Предалагаю следующую схему построения мастер-класса:
Постановка задачи.
Вначале желательно рассказать, что получится в результате. То есть обозначить цель, к которой стремитесь. Например, «Я расскажу, как собрать вот такие сережки». Здесь цель: «сережки». Или другой вариант: «Я покажу, как прикрепить бусины к швензе на примере сережек». Здесь уже цель другая – описать процесс крепления бусины, а сережки – это только удобная форма для подачи материала.
Описание того, что понадобится для работы.
Это может быть перечисление материалов и инструментов. Тут можно упомянуть какие-то специальные навыки, которые нужны, но о которых вы подробно говорить не будете. Или ваш мастер-класс подразумевает наличие подготовительного этапа, который читатель должен сделать самостоятельно. Например, прикрепление застежки к бусам. В этом случае вполне логично написать, что для работы понадобятся собранные бусы без застежки с оставленными концами шнура или тросика такой-то длины. То есть сборка бус – подготовительный этап.
Описание процесса с фотографиями.
Если вы пишете мастер-класс впервые, напишите на бумаге его текст.
Каждое предложение с новой строки.
Подумайте, насколько логичны переходы от одной строки к другой, понятно ли, как перейти от одного шага к другому. Проще написать подробнее, а потом сократить текст, чем наоборот.
Когда текст готов, возьмите маркер и. выделите в тексте все глаголы.
Вот по этим выделенным глаголам и следует ориентироваться при съемке фотографий: Каждому глаголу, то есть каждому действию – своя иллюстрация.
Если окажется много – потом подумаете, что сократить.
Пример.
«Возьмите проволоку и намотайте ее пружинкой на спицу». В этом предложении два действия – взять и намотать. Вот их надо проиллюстрировать, показав процесс намотки проволоки на спицу или конечный результат: спица и намотанная на нее проволока. Кстати, в этом примере, если вы предварительно оговорили, какая проволока понадобится, две фотографии не нужны, достаточно одной.
После того, как фотографии будут готовы, отредактируйте текст, вставьте фотографии и подумайте, где еще следует дописать абзац-два: возможно, обратить внимание на тонкости или небольшие секреты, может, следует дать дополнительные объяснения к фотографии. Попытайтесь представить себя на месте читателя. Если есть время и возможность, готовый текст с фотографиями дайте почитать кому-нибудь – сразу стает ясно, какие моменты получились недостаточно понятными.
Кстати, хороший фото-мастер-класс должен быть понятен без описания, только по фотографиям. Текст должен только дополнять процесс и расставлять акценты.
Заключение
В заключительной части мастер-класса вполне логично показать готовую вещь. Заодно можно объяснить, какими еще способами возможно достичь результата, где еще можно использовать описанную технику. Можно еще раз акцентировать внимание на тех навыках, которые приобрел читатель.
4. Фотографии.
Свой самый первый мастер-класс я сделала обычной простой мыльницей прямо на рабочем столе во время работы. Но это не помешало ему стать популярным, разбрестись ссылками по всей сети и даже быть переведенным на другие языки 😉
Для съемки мастер-класса вполне достаточно обычной мыльницы (хотя фотоаппаратом посерьезнее и работать удобнее, и фотографии получаются качественнее). Фотографии затем нужно обработать фотошопом или другим редактором – откадрировать, обрезав лишнее, подтянуть яркость-контраст, убрать желтый или синий тон, если есть.
А вот моменты, на которые нужно обратить внимание при съемке:
Прежде всего обратите внимание на фон для ваших фотографий. Лучше всего нейтральный: белый, сероватый, бежевый.
Предмет съемки должен быть в резкости.
В кадр не должны попадать посторонние предметы: вещи на столе, мебель на фоне. Все лишнее можно предварительно закрыть листом белой бумаги.
Объект съемки должен быть композиционным центром фотографии, чтобы взгляд читателя сразу падал именно туда, куда требуется.
Освещение лучше всего дневное, но не прямой солнечный свет. Для уменьшения теней с противоположной стороны от источника света (от окна) можно поставить листы белой бумаги. Если фотографируете при искусственном освещении – выставьте правильно настройки баланса белого.
Съемку моментов, где в кадре должны быть руки, можно провести самостоятельно, если в вашей камере есть режим съемки с пульта или режим задержки срабатывания затвора. Поставьте камеру на штатив (или стопку книг, но это сложнее), прицельтесь и нажмите кнопку пульта. Когда в кадре достаточно одной руки (например, держащей что-либо) можно обойтись и без пульта, просто нажимая кнопку спуска. Если у вас есть дети, они с удовольствием поучаствуют в этом процессе, нажимая на кнопку пульта – тогда вы сможете скомпоновать кадры с двумя руками, то есть сможете показать процесс.
Тем, у кого есть возможность снимать хорошей зеркальной камерой, рекомендую обратить внимание на режимы задержки срабатывания затвора на пару секунд и режим задержки при управлении с пульта. За две секунды, которые есть у мой камеры, я успеваю взять предмет в руки именно так, как держу его при нормальной работе.
Вот так выглядело мое рабочее место при съемке одного из мастер-классов. Коляска со спящим малышом была правее, она в кадр не попала 🙂
5. Оформление.
Хорошо, когда все фотографии в мастер-классе сделаны в одном стиле. Если Вы фотографируете все в один день, скорее всего так и получится. Если вы используете разные фотографии – постарайтесь оформить их одинаково. Это не обязательное условие, это небольшой штрих, который упрощает восприятие.
Я на все фотографии своих уроков ставлю подписи. Как показала практика, это оправдывается – хорошие мастер-классы перепощиваются по сети только так. И, к сожалению, не всегда сохраняется ссылка на автора или оригинальный урок.
Для каждого мастер-класса очень удобно иметь отдельную фотографию-«обложку». Ее удобно помещать рядом со ссылкой на сам мастер-класс. Или, например, размещать в посте до ката, в то время как сам текст прятать под ссылку типа «Читать дальше».
Вот примеры обложек:
6. Примеры мастер-классов
Вот несколько мастер-классов для примера и анализа. Наверняка, часть из них вы их уже видели, возможно даже все. Но теперь у вас есть повод посмотреть на них с другой точки зрения, не как читатель, а как составитель.
Надеюсь, мои советы помогут тем, кто хочет присоединиться к участию в конкурсе. Еще есть время, можно успеть!
Всем желаю хороших мастер-классов и. победы!
Приятного творчества!
Татьяна Захарченко