17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отзываются листья о тех кто остался

Федор Тютчев — Листья: Стих

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе.
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.

Анализ стихотворения «Листья» Тютчева

Стихотворение «Листья», принадлежащее раннему творчеству Федора Ивановича Тютчева, считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики русской литературы. Это не просто описание природы с ее красотой и силой, это и размышления поэта о смысле жизни, о жизни как таковой.

В основе произведения лежит олицетворение, позволяющее раскрыть душу природы и противопоставить холодное спокойствие мятежной и страстной натуре. Стихотворение построена на контрастах статики и динамики, жизни и смерти, спокойствия и некой взбалмошности. Хвоя сосны и елей символизирует тех, кто проживает свою жизнь, «закутавшись в метели». Они не чувствуют потребности в изысканиях и чувственных порывах, ибо их эмоции слишком бедны, а разум – ограничен. Их устраивает та скучная, однообразная жизнь, которую они ведут из века в век.

Настоящий мир ощущают лишь олицетворенные листья – те, что живут страстно, всей душой погружаясь в этот мир из опаски сгореть. Как и яркие личности, листья блестят и цветут. Строки наполнены метафорами и эпитетами столь же, сколько листья наполнены жизнью. Но все-таки это не может продолжаться бесконечно – уходит лето, уходит и жизнь.

С наступлением осени все угасает – теряют яркость краски, свежая зелень превращается в дряблую и желтую. Все смертно, в том числе и листья – те самые молодые и беззаботные люди. Увядание параллельно старению и болезням, осознанию собственной никчемности. Старческая жизнь лишена всякого смысла, рассуждает поэт со свойственным молодежи максимализмом. Так же и листья, не желая мириться со своим положением, хотят быть сорванными и унесенными теплыми южными ветрами.

Противопоставление старости и юности наталкивает читателя на мысль о том, что жизнь не стоит проживать серо и тускло. Нужно пытаться наполнить ее радостью, принося гармонию и свет в этот мир, а не плыть по течению, мирясь с потоком серых будней.

Стихотворение написано в жанре пейзажно-философской лирики или элегии. Поэт использовал в качестве стихотворного размера двустопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Стопа трехсложная с ударением на первом слоге.

Произведение наполнено большим количеством эпитетов и метафор. Среди литературных приемов встречается и аллитерация, колеблющаяся от строфы к строфе, и ассонанс гласных. Главным приемом, на основе которого строится произведение, является олицетворение.

Новелла О.Генри «Последний лист» – аргумент для итогового декабрьского сочинения в 11 классе

Направление «Надежда и отчаяние»

При подготовке к итоговому (декабрьскому) сочинению по литературе не лишним будет дополнительно прочитать несколько коротких рассказов , которые можно использовать для аргументации . Конечно, русская классика (особенно произведения, изучаемые в рамках школьной программы) – беспроигрышный вариант, но проверенная временем зарубежная литература тоже прекрасно подойдёт.

Новелла О.Генри «Последний лист» – направление «Надежда и отчаяние»

Новелла(рассказ) «Последний лист» написана американским писателем О.Генри в 1907 году.

Сюжет новеллы «Последний лист»

Две молодые нью-йоркские художницы Сью и Джонси снимают небольшую студию в квартале, облюбованном людьми искусства. Девушки живут небогато, пытаются найти свой путь. Осенью Джонси заболела пневмонией. Врач считает, что у Джонси неплохие шансы на выздоровление, но сама девушка теряет интерес к жизни . Она лежит на кровати, видит в окно глухую кирпичную стену, увитую плющом, и считает облетающие с плюща листья . «Когда упадёт последний лист, я умру » .

Этажом ниже живёт художник Берман. Он стар, всю жизнь собирается « написать шедевр , но даже и не начал его». Идея Джонси возмущает старика: «Умирать оттого, что листья падают с проклятого плюща!»

Почти двое суток идёт холодный дождь со снегом. На кирпичной стене соседнего дома остался последний лист . «Всё ещё тёмно-зелёный у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада, он храбро держался на ветке». Вид одинокого листочка, упорно цепляющегося за жизнь, впечатляет Джонси: «Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти ». Девушка просит бульона, вспоминает о своём желании когда-нибудь написать красками Неаполитанский залив – к ней возвращается желание жить .

Врач сообщает Сью о болезни старого художника Бермана. Тоже пневмония, надежды на выздоровление нет. Через день Сью рассказывает подруге о смерти Бермана. Он болел всего два дня: старика нашли лежащим без сознания в насквозь промокшей одежде, рядом – кисти и палитра с жёлтой и зелёной красками. В ту ночь, когда ветер сорвал последний лист, художник создал на стене соседнего дома свой шедевр . «Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра?»

Почему «Последний лист» можно использовать как аргумент для декабрьского сочинения (направление «Надежда и отчаяние»)

Джонси – героиня рассказа – теряет надежду на выздоровление, не хочет бороться за жизнь.

Сью, напротив, надеется , что подруга справится с болезнью, и активно помогает Джонси.

Художник Берман надеется написать шедевр и ничего не делает для этого.

Художник Берман создаёт шедевр в надежде , что это поможет Джонси выжить.

Джонси выздоравливает – ей помогают надежда и вера тех, кто рядом, и, в конечном итоге, её собственные надежда и вера.

Чему учит новелла: нельзя поддаваться отчаянию, нужно верить в себя. Надежда даёт силы жить. Надежда созидательна и способна творить чудеса.

Новеллу «Последний лист» не случайно называют вершиной трагической патетики. О.Генри пишет о надежде и вере в себя, об активной и пассивной жизненной позиции, о поддержке тех, кто рядом, о силе настоящего искусства, о цене за воплощение мечты.

Внимание! В этой статье новелла рассматривается только в контексте подготовки к итоговому (декабрьскому) сочинению по направлению «Надежда и отчаяние».

Краткий пересказ сюжета приводится для привлечения к чтению произведения и ни в коем случае не может использоваться вместо чтения новеллы. «Последний лист» – это всего 4 страницы текста. Не поленитесь – прочитайте полностью ! Удачи.

Подписывайтесь – в подготовке к экзамену помощь не помешает!

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»

Ф. И. Тютчев “Листья”

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,
Купались в росе.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Читать еще:  Как помыть линолеум до блеска

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Листья”

Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.

Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.

Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, когда в лирике Федора Ивановича стал появляться собственный, уникальный стиль. Это был относительно спокойный период его жизни. Мюнхен подарил молодому мужчине весь спектр любовных переживаний. А в 1830 году наконец был оформлен юридически брак с Элеонорой Петтерсон. Тревоги, сомнения остались позади. А несчастья, которое разрушит семейное счастье, пока нет даже на горизонте.

Произведение будет опубликовано лишь в 1879 году. Эта работа занимает свое законное место, как в пейзажной, так и в философской лирике поэта. В описании природы достаточно четко просматривается философский подтекст.

Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.

Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.

Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу. Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа. Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.

Просматривается авторская мысль, что лучше жить недолго, но ярко, ни перед кем не склоняться. Чем всю жизнь пресмыкаться, тонуть в серости, скуке, обыденности. Скучное однообразие существования «тощей зелени» непривлекательно. Иглы хвойных деревьев – символ людей, не умеющих жить ярко, свободно, открыто выражать свое мнение. И снова звучит параллель между природными явлениями и человеческой жизнью.

Стихотворение построено на контрасте. «Легкое племя» листьев живет недолго. Лишь одно лето «гостит на сучьях». Напоминание о том, что «все мы гости в этом мире». Зато проводит отпущенный срок весело, беззаботно, ярко, насыщенно. Ранней весной они рождаются. Греются на солнышке летом, питаемые теплым дождиком, а потом исчезают с веток в начале осени.

Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.

В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.

Зачётные работы по литературному чтению к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, УМК Школа России

Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Прочитай текст. Выполни задания.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,—
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе—
Играли с лучами,
Купались в poce.

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим.

Какие слова ты выберешь для характеристики песни листьев? Отметь их

__ медленная __ тревожная

__ печальная __ озорная

__ стремительная __ лёгкая

__ энергичная __ легкомысленная

Как ты понимаешь слово «докучные»? Ответ запиши. _______________

За кем хотят отправиться листья? Найди ответ в тексте и подчеркни его волнистой линией.

Поясни, почему листья называют себя «лёгкое племя». ______

Раздели текст на части по временам года. О каком времени года ничего не говорится. _________________________________________

По мнению листьев, для кого они висят? Ответ запиши. _____________

Листья каких деревьев не улетят вместе с остальными? Найди ответ в тексте, подчеркни названия этих деревьев зелёным цветом.

Как отзываются улетающие листья о тех, кто остаётся? Выпиши ответ из текста.__________________________________________________________

В какую книгу можно поместить прочитанный текст? Отметь правильный ответ.

__ русские народные песни

Приведи доказательства выбранного тобой ответа. _________________

Прочитай текст. Выполни задания.

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

1. К какому жанру относится прочитанный текст? Отметь правильный ответ

2. Найди в стихотворении сравнение. Подчеркни его волнистой линией.

3. К какому типу текста можно отнести это стихотворение? Отметь правильный ответ.

4. Какая картина рисуется в твоём воображении при чтении этого стихотворения? К какому жанру живописи её можно отнести? Ответ запиши.

5. Подбери синоним к слову «крепко», использованный в стихотворении. Ответ запиши ____________________________________________________

6. Как ты думаешь, в произведении описывается начало, середина или конец зимы? Найди в тексте ответ и подчеркни его синим цветом.

7. В какой части стихотворения есть главное слово. Восстанови последовательность этих слов в тексте стихотворения. Впиши соответствующие цифры в клеточки.

8. Прочитай выражения. Какой приём использует автор в этих выражениях? Ответ запиши.

Тёмный лес… заснул… крепко, непробудно…

9. Какое настроение передано автором в этом стихотворении? Какие слова подтверждают твою точку зрения? Выпиши их. ________________________

Проверочная работе по теме «Великие русские писатели»

Прочитай текст. Выполни задания.

Жил мельник. Жил он, жил и умер,

Оставивши своим трем сыновьям

В наследство мельницу, осла, кота

И. только. Мельницу взял старший сын,

Осла взял средний; а меньшому дали

Кота. И был он крепко не доволен

Своим участком. «Братья, – рассуждал он, –

Сложившись, будут без нужды; а я,

Изжаривши кота, и съев, и сделав

Из шкурки муфту, чем потом начну

Хлеб добывать насущный?» Так он вслух,

С самим собою рассуждая, думал;

А Кот, тогда лежавший на печурке,

Читать еще:  Как прошить eeprom телевизора

Разумное подслушав рассужденье,

Сказал ему: «Хозяин, не печалься;

Дай мне мешок да сапоги, чтоб мог я

Ходить за дичью по болоту – сам

Тогда увидишь, что не так-то беден

1. Что оставил мельник своим сыновьям? Каким словом названы мельница, осёл и кот? Запиши _____________________________________________

2. Как ты понимаешь выражение «И был он крепко не доволен своим участком»? Ответ запиши. __________________________________________

3. Из какого произведения данный отрывок? Название запиши. ____________

4. Каким синонимом можно заменить слово «крепко» в выражении «И был он крепко не доволен…»? Запиши ____________________________________

5. Что оставил мельник в наследство своим сыновьям? Запиши .

Старший сын ________________

Средний сын ________________

Младший сын ________________

6. Что делают на мельнице? Ответ запиши. ____________________________

7. Обьясни, почему Кот попросил мешок да сапоги, чтобы ходить за дичью. Ответ запиши. __________________________________________________

8. Отметь верное значение слова «муфта», использованного в прочитанном тексте.

_____ меховой нарукавник для согревания рук

_____ металлическая трубка для соединения частей машины

9. В какую книгу можно поместить прочитанный текст? Отметь правильный ответ.

___ устное народное творчество

___ авторские сказки

10. Приведи доказательства выбранного тобой ответа. _________________

Прочитай текст. Выполни задания.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать да гадать,
Как бы вора соглядать.
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
П. Ершов

Из какого произведения данный отрывок? Напиши название. ________

Каким словом можно заменить слово «недалече» в выражении «недалече от села»?. Запиши ________________________________________

Какую характеристику даёт автор каждому из сыновей старика? Запиши.

Средний – и так и сяк.

Что это значит? Поясни. ____________________________________________

Как ты понимаешь слово «шевелить» в выражении «Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить»? Ответ запиши. __________________________

Как зарабатывали деньги старик с сыновьями? Ответ запиши. _______

Каким подходящим по смыслу словом можно заменить слово «отродяся» в выражении «Мужички такой печали отродяся не видали»?

Какое горе случилось у старика с сыновьями? Ответ запиши. ________

Подбери синоним к слову «караулить». __________________________

9. В какую книгу можно поместить прочитанный текст? Отметь правильный ответ.

___ устное народное творчество

___ авторские сказки

10. Приведи доказательства выбранного тобой ответа. _________________

Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь 2»

Прочитай текст. Выполни задания.

«Первый снег»

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло…

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

1. К какому типу текста можно отнести прочитанное произведение? Отметь правильный ответ.

2. Как ты понимаешь значение слова «пурпурный» ? Ответ запиши ________

3. К какому жанру относится прочитанное произведение? Отметь правильный ответ.

___ рассказ ___ стихотворение

___ устное народное творчество ___ басня

4. Как ты думаешь, в произведении описывается начало, середина или конец зимы? Найди в тексте ответ и подчеркни его синим цветом.

5. Запиши название произведения. ___________________________________

6. Запиши имя автора этого произведения. _____________________________

7. Найди в тексте слова, которыми автор описывает поле после выпадения снега. Подчеркни его жёлтым цветом.

8. Как ты думаешь, почему автор называет поле и сад пустынными? Ответ запиши.

9. Какой приём использует автор в строчке «…над широкой белой скатертью полей»? Ответ запиши. ______________________________________________

С чем ещё можно сравнить поле, занесённое снегом? Придумай и запиши своё сравнение. ______________________________________

Прочитай текст. Выполни задания.

ВЕСНА В СТЕПИ

Уберись в цветы,

В бархат зелени;

Весь в огнях горит

Веет теплый день,

Ветерок на грудь

К тебе просится.

О каком времени года рассказывается в произведении? Ответ запиши.

Как ты понимаешь значение выражения «уберись в цветы, в бархат зелени»? Ответ запиши. ________________________________________

Найди в тексте описание росы и подчеркни его синим цветом, описание неба– красным, солнца – жёлтым.

Какой приём использует автор, описывая росу, небо, солнце? Ответ запиши._________________________________________________________

Какое из толкований относится к слову «дубрава»? отметь правильный ответ.

__ изделие, сделанное из дуба

__ лес, в котором преобладают дубы

Для чего автор использует такие слова: «пораскинулось», «жизнию», а не «жизнь», « раскинулось»? Ответ запиши. ______________________

К какому жанру относится прочитанное произведение? Отметь правильный ответ

_____ закличка ___ песня ___ стихотворение

Что призывает автор? ________________________________________

Какие похожие тексты ты помнишь? Запиши как они называются. _______

Почему автор обращается к степи, как к живому существу? Как называется такой приём? Ответ запиши. _________________________

10 . Какие слова из текста подтверждают твой ответ? Выпиши их. _____

Проверочная работа по теме « Литературные сказки»

Прочитай текст. Выполни задания.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны — по той причине, что он был вдовец и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.
Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:
– Дочери мои милые, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы.

Старшая дочь поклонилась отцу и говорит :
– Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных.

Поклонилась ему в ноги дочь средняя и говорит:
– Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне тувалет из хрусталю восточного…

Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит:
– Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне.

Из какого произведения данный отрывок? Запиши название ________

Как ты понимаешь значение слова «именитый» в сочетании «именитый человек»? Запиши. __________________________________________

Каким словом заменено слова «камни» в данном отрывке? Найди его и подчеркни одной чертой. Сколько раз повторяется это слово? Запиши цифрой. ______________________________________________________

Как ты понимаешь выражение «серебряная казна»? Ответ запиши. ___

Что попросили старшая и средняя дочери? Из каких материалов сделаны эти подарки?

Старшая попросила _______________________, сделанный из _______________________________________________________________.

Средняя попросила _______________________, сделанный из _______________________________________________________________.

Как ты думаешь, что означал поклон детей в ноги родителям в то время (данное произведение записано в 19 веке)? Запиши ________________

Читать еще:  Как проштробить бетон под проводку

Почему купец любил своих дочерей очень сильно? Найди ответ в тексте и подчеркни его волнистой линией.

Отца в произведении дочери называют «батюшкой». А как называли бы мать? Ответ запиши. _______________________________________

В какую книгу можно было поместить прочитанный текст? Ответ запиши. ___________________________________________________

Приведи доказательства. _____________________________________

Прочитай текст. Выполни задания.

Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.
Вдруг, глядит, ползет к ней рак;
Он сказал царице так:
«Мне тебя, царица, жаль;
Но забудь свою печаль;
Понесешь ты в эту ночь:
У тебя родится дочь». —
Он, конечно, был пророк;
Что сказал — сбылося в срок:
Дочь царица родила.
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
Вот царём Матвеем пир
Знатный дан на целый мир;
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.

1. Из какого произведения данный отрывок? Запиши название. ___________

2. Как ты понимаешь значение слова «пророк»? Ответ запиши. ___________

3. Кто предсказал царице рождение дочки? Найди ответ в тексте и подчеркни его волнистой линией.

4. Кого позвал царь на пир?. Ответ запиши. ___________________________

Кто это? Как ты понимаешь это слово? _______________________________

5. Сколько всего было чародеек? Ответ запиши цифрой. _________________________

6. Почему царь не позвал одну из них? Найди ответ в тексте и подчеркни его синим цветом.

7. Что произошло с дочкой царя? Что нарекла злая чародейка? ____________

8. Чем отличалась двенадцатая чародейка от остальных одиннадцати, кроме того, что она была злая и хромоногая? ________________________________

9. В какую книгу можно было поместить прочитанный текст? Ответ запиши.

Приведи доказательства. ______________________________________

Рецензии на книгу « Эти опавшие листья » Олдос Хаксли

Теперь, кажется, все романы Хаксли переведены на русский. По крайней мере, из изданных – пишут, что необработанная часть его архива довольно велика. Романы он писал исправно с интервалом в два-три года. Хотя и “отвлекался” при этом на новеллы, трактаты, путевые заметки и т.д. Это один из первых, но в нём присутствует герой, который пытается жить правильной жизнью. Кажется, больше у него таких героев не было вплоть до “Острова”. Но вот как раз это сделано не убедительно (в отличие от “Острова”). Всю книгу до этого сей герой третирует молодую писательшу всеми возможными способами, моральными и физическими. Хотя она тоже хороша. В общем, неглупая и талантливая, но всячески изображающая душевность и простоту, чего как раз лишена начисто. А чего вытворяют остальные обитатели этой компании! Пожилой интеллектуал пытается жениться на юной умственно неполноценной барышне, чтобы получить наследство. Сама миссис (тоже пожилая) преследует молодого поэта, которого перед этим чуть не утопила. И ещё бы неизвестно чего поэту пришлось, но вот как раз в тот момент, когда эта бабка нагрянула к нему в спальню, юная недоразвитая стала помирать (и померла) от несвежей рыбы. А поэт в поднявшейся суматохе из своей спальни сбежал. А писательша лежит в кровати и пытается думать о бесконечном, но всё время отвлекается воспоминаниями то о красивых аквариумных рыбках, то о лечившем её симпатичном дантисте. Так и не удалось ей сосредоточиться на бесконечном, бедняге. Но вот, как ни странно, всё это не столько смешно, сколько грустно. И ко всей этой компании чувствуешь скорее сочувствие, чем отвращение. В общем, прекрасная книга! Вот только замечание героя о том, что Ньютон в 30 лет стал мистиком и перестал заниматься наукой, неточное. “Начала натуральной философии” он написал на пятом десятке. Но это мелочи ))

Книга Олдоса Хаксли «Эти опавшие листья» была моим первым знакомством с автором. Чтобы немного познакомиться с автором, я обратился ко всем известному ресурсу. Сразу найти название книги в библиографическом списке произведений автора я не смог, так как в ином, дословном, переводе она называется «Эти бесплодные листья» (Those Barren Leaves).
На мой взгляд, второй вариант названия намного глубже и шире раскрывает основную мысль автора, заложенную в произведении.
Герои книги, которых автор сравнивает с листьями, действительно опали, в силу образа своей жизни и мыслей и врядли смогут принести своему поколению пользу, какую могут принести плоды дерева. Лишь тлен и забвение ожидает их после пусть и яркой, но лишенной смысла жизни.
Лейтмотивом произведения выступают философские размышления автора о судьбе, жизни и смерти, экзистенциальных проблемах поколения. Чувства героев не является краеугольным камнем повествования, хотя отношения мужчины и женщины и, конечно любовь, присутствуют в повествовании. Любовь, как высшее проявление человеческих чувств лишь для некоторых из них имеет подлинное значение. Остальные же играют ею, используют для достижения своих целей и, не воспринимая в серьез.
С первых строк произведения, меня не покидало чувство театральности происходящего. Место действия – замок – с террасой, лепниной, фресками и барельефами расположенный в одном из самых живописных регионов Италии – Тоскане. Отсылки к прежним его обитателям – царственным особам, не оставляют сомнений в схожести событий с античными драмами.
Среди героев, поначалу плоских и серых, и раскрывающихся к концу произведения читатель не найдет ни антагонистов, ни протагонистов. Каждый из них дополняет общую, созданную автором картину. Практически все действующие лица увлечены собственным эго и поглощены пороками. Тщеславие и лицемерие, эгоизм и меркантильность, скрываемые за мнимой добродетелью и рассуждениях о высоких материях, науке, искусстве и литературе раскрывают всю сущность не только современного автору общества, но и окружающую нас действительность. Лишь молодость, лишена в этом водовороте пороков, тех пагубных черт, низость которых автор раскрывает перед нами. Лишь молодость чиста и помыслами и действиями.
Слог и стиль изложения автора не оставят читателя равнодушным. Взгляды Олдоса Хаксли, вложенные в уста героев завораживают глубиной и элегантностью. Автор словно препарирует эпохи, цивилизации и судьбы используя для своего анатомического исследования мудрость и прагматизм, чувство и страсть.
Детальный анализ литературы и живописи погружает читателя в мир искусства, о котором так страстно и безнадежно грезит одна из главных героин. Глубокое понимание творчества итальянских, английских немецких и русских мастеров не столько выражает субъективное отношение автора к произведениям, сколько раскрывает мотивы творцов, создающих шедевры в непростых исторических и политических условиях.
Не оставляя размышлений о высоком искусстве, автор легко переключается на приземленные, бытовые вещи, давая читателю понять, как важна для человека широта взглядов и интересов; как важно воспринимать окружающую действительность без возвышенно-романтического настроя, критично относясь мнимой высокой духовности и культуре.
Многогранное, местами сатиричное изложение увлекает читателя с первых страниц, а тонкий юмор и ирония интеллектуала оставляют приятное послевкусие после прочитанной книги и обширную пищу для размышлений о человеке, его страстях, пороках и чувствах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: